Пятьсот миллионов Бегумы.
Занятна история создания этого произведения. Прочитав на обложке двух авторов можно подумать, что они писали вместе (как Ильф и Петровым). Но оказывается автор оригинального текста Лори, который пытался пристроить свои рассказы во много издательств и везде ему отказывали. И только в одном решили, что, хотя это произведение и слабовато, но у него есть шанс, если его как следует переработать. Что и поручили Верну (это было его издательство). Вот так и получились 500 000 000 Бегумы.
Известный французский ученый, доктор Саразен неожиданно получает в наследство огромную сумму от дальних родственников из Индии! Так же неожиданно у него возникает конкурент из Германии, тоже ученый, герр Шульц, имеющий формальные притязания на наследство. Они идут на мировую и делят барыш пополам. Доктор, как ярый гуманист решает строить город будущего, рай для творцов и мыслителей, место всеобщего равенства и братства. В противовес ему Шульц, как ярый милитарист, строит город крепость, город завод, производящий всевозможные вооружения. И лелеет мечту уничтожить город-сад Саразена.
Завязка интересная, идет противостояние двух противоположных концепций. Напряжение нарастает. Все карты раскрыты. Вот-вот начнутся военные действия. Как же гуманитариям удастся выпутаться из безвыходной ситуации. И тут следует ПШИК! В вычисления Шульца вкралась ошибка и его супер-снаряды улетают в стратосферу. А сам он стал жертвой одного из этих снарядов, который почему-то взорвался в его лаборатории.
Что интересно Шульц так же является отъявленным нацистом, мечтающим о захвате своей великой расой мирового господства (эта книга написана в 19 веке), и не признающим у других народов права на равное существование.
После нагнетания такой напряженной обстановки, со всем этим шпионажем, пленением, бегством, обратным отсчетом, в первой половине. Дальше фантазия как будто иссякла. Либо автор (ы) хотел показать, что модель общества с жесткой иерархией, основанная на милитаризме и превосходстве одних над другими, нежизнеспособна и может развалиться от одной ошибки. Но всё равно вышло это очень неуклюже.
Если не знать истории создания, то к Жюлю, конечно возникли бы вопросы, а так имеем то что имеем.
Найдёныш с погибшей Цинтии.
Второе произведение Лори, к которому Верн приложил свою авторскую руку.
У берегов Норвегии выловлена люлька с живым и невредимым младенцем. Известно лишь название корабля – «Цинтия», написанное на круге. Семья рыбаков оставляет малыша у себя, где он в неведении о своём происхождении доживает до подросткового возраста. Известный профессор, приехав ненадолго в родные пенаты, случайно замечает необычного мальчонку и заинтересовывается этой тайной. Благодаря ему парень получает образование и возможность отправится в путешествие, которое раскроет секрет его происхождения.
Сюжет разгоняется очень медленно. Что у Верна заняло бы пару глав, здесь растянуто на полкниги. Все эти душевные метания юноши, неспешное расследование гибели корабля, читать скучновато. Наконец у главных героев появляется зацепка и события тут же несутся стремительным вихрем. что вроде бы хорошо. Но из всех неприятностей и опасностей наши подопечные выпутываются благодаря исключительно везению. Найти корабль, затертый во льдах - легко, человека на льдине в океане – без проблем. Стоит ли говорить, что несчастный найдёныш из начала книги не только найдет своих настоящих родителей, но и наследует огромные капиталы, научится разбираться в женщинах и обретёт семейное счастье.
Книга получилась очень неровная и нелогичная. Для среднего школьного возраста и фанатов Жюля Верна. У остальных категорий граждан возникнут вопросы несовместимые с получением удовольствия от чтения.