В национальном балете Бурятии, созданном к столетию республики, любовь - не случайность. Это кармическая история. В похищении знатной принцессы, влюбившейся в своего похитителя, - следы прошлых и будущих жизней.
Сама «локация» новой постановки «Земля веры Баргуджин-Тукум» глубоко символична. Эта бурятская Атлантида всплывает из глубины веков «как земля Баргу, а также Баргуджин Тукум, там шаманов больше всего» (Рашид-ад-Дин, 13 в.). Шаманизм, перворелигия «лесных народов» восточнее Далай, Тенгис, Ламу (Байкал), царила в таежной стране вплоть до позднего средневековья. «Но буряты гораздо раньше этого времени были знакомы с ламаизмом через соседнюю Монголию» (Базар Барадин). Таким буддистом-одиночкой предстает в начале действа герой-изгой Тумен.
Именно в стране Баргуджин-Тукум встретились два крыла протобурятских племен, шаманизм и буддизм, чьими носителями являются главные герои. Их трепетное чувство, крепнущее в испытаниях, это плавный переход наших предков в новую веру, объединяющую нацию поныне. Современность постановки читается в стилистике модерн-балета.
Катализатором тягучего сгустка веков и вер выступает вневременность любви - в решении постановочной команды: художественный руководитель спектакля Никита Дмитриевский (Москва), композитор Анастасия Дружинина, либретто Геннадий Башкуев, художник по костюмам Татьяна Тышкенова.
Звуки природы, пентатоники и электроакустики позволяют фантазировать на вселенские «темы», позволяя хореографу легко уходить от иллюстративности в метафизический дрейф хореографической природы.
Для Никиты Дмитриевского это не первый опыт обращения к сложной теме. За его плечами балет «Сансара», поставленный коллективом «Балет Москва» и благословленный Далай-ламой, балет «Алем. История души» по казахскому эпосу («Астана-балет»). Премьера новой работы, балета «Земля веры Баргуджин-Тукум» в рамках 100-летия республики состоится 19-20 мая.
Балет это всегда про любовь. Однако романтическая встреча Тумена и Асуйхан в трактовке театра еще и высоко исторична. На вершине Веры.
12+