Оказаться затопленной для подводной лодки практически однозначно означает гибель для субмарины и ее экипажа, и это очевидно. Однако некоторым подводным лодкам приходилось за свою службу совершить подобные "кульбиты" не один раз (хотя и единственный раз - крайне "не желателен"). Те читатели, которые регулярно читают данную рубрику на нашем канале, наверное, могли бы вспомнить минимум две подводные лодки, которые неоднократно оказывались затопленными, это всеми известный "Дельфин" и "Единорог". И вот после «Единорога» печальный рекорд по количеству пребываний на дне морском, но не по своей воле, был повторен другой подводной лодкой – «АГ-21».
Подводные лодки "Американский Голланд" были достаточно распространены в русском флоте, так что не удивительно что их судьбы оказались достаточно интересными, а служба продолжительной. Как и ее предшественники серии «AГ» непосредственно "АГ-21" была построена по проекту фирмы "Электрик Боат Компани" в Ванкувере (Канада). Приобретённая заводом "Ноблесснер" по заказу Морского ведомства России подводная лодка вступила в строй в 1918 году, но уже в состав морских сил Юга России, Добровольческой белой армии (шла гражданская война, если что). Здесь можно отметить, что лодка неоднократно меняла флаг - но это уже детали.
Интересно, что в Россию подводная лодка попала в разобранном виде, через Владивосток, откуда ее по железной дороге доставили в Николаев, где ее снова заложили и собрали.
Но послужить ей долго не пришлось - союзники не оставили без внимания русские подводные лодки.
При отступлении интервентов, 26 апреля 1919 года, по приказу английского командования, «АГ-21» была выведенная буксиром «Елизавета» на внешний рейд Севастополя, и затоплена путем подрыва и открытия люков. Такая же участь постигла еще несколько подводных лодок.
В 1926 году, при поиске затопленных кораблей в районе Севастополя, экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) обнаружила «АГ-21», лежащую на глубине 50 метров. Обследование показало достаточно хорошее состояние ее корпуса, в связи с чем было принято решение о подъеме подводной лодки. Судоподъёмные работы велись в два этапа в августе и в сентябре 1927 года, «АГ-21» перевели на глубину 36 метров и только 21 мая 1928 года подняли на поверхность и перевели в Севастопольскую бухту. Капитально отремонтированная подводная лодка вступила в строй Морских сил Черного моря 30 декабря 1930 года под названием «Металлист» (подводная лодка № 16). Однако вскоре подводную лодку ждало новое испытание.
8 июня 1931 года в Каламитском заливе во время учебных торпедных стрельб субмарина столкнулась с эсминцем «Фрунзе» (тип «Дерзкий») и затонула. Катастрофа произошла в результате грубых ошибок, допущенных как командиром лодки военмором М.И.Бебешиным, при выполнении маневрирования вблизи эсминца, так и командованием самого эсминца (командир М.Москаленко).
Надводный корабль двигался зигзагом. Командир ПЛ, пытаясь занять выгодное для атаки положение лодки, наоборот, своими командами привёл её на курс сближения с целью. Что стало причиной - сказать трудно. Ограниченная видимость в перископ или неверная оценка истинного направления движения корабля, неизвестно. В свою очередь, с мостика эсминца, видели опасное сближение субмарины, но никакого манёвра уклонения так и не предприняли.
Историк К.Б.Стрельбицкий приводит текст заключения, сделанного следственной комиссией изучавшей обстоятельства гибели подводной лодки «Металлист». Он так и называется «Общие выводы комиссии, назначенной для расследования аварии подлодки № 16. 8 июня 1931 г.»:
«Гибель подлодки № 16 произошла в следствие: 1) Неправильный тактический манёвр командира Бебешина; находясь в мёртвом углу атаки, должен был отказаться от таковой и, тем самым предотвратить столкновение. 2) Видя себя в непосредственной близости от эсминца «Фрунзе», командир Бебешин не должен был всплывать, а тем более делать при всплытии полный ход».
Таким образом, из пункта № 2 следует, что непосредственно перед столкновением подводная лодка начала всплывать!
При всплытии ПЛ, находящейся в перископном положении, её корпус оказывался значительно ближе к поверхности воды. Это сушественно влияло на разрушительное действие форштевня эсминца: увеличивало высоту и площадь нанесенной им пробоины.
Таран надводного корабля пришелся в район первого отсека лодки. Приняв внутрь большое количество воды через поврежденный корпус и балластные цистерны, «Металлист» затонул на глубине 35 метров, в точке с координатами 44° 56,8' с. шм 33° 26,8' в, д,, в семи милях от западного берега Крыма (район посёлка Николаевка),
Стоит отметить, что во время столкновения на борту «Фрунзе» находился начальник штаба бригады ПЛ Морских сил Чёрного моря В.П.Семиголовский (ранее штурман, помощник командира и командир ПЛ «Красноармеец»), ставший непосредственным свидетелем происшествия. Вахту на мостике эсминца нес вахтенный начальник С.Г.Горшков, будущий Главком ВМФ.
После столкновения по поднимающимся на поверхность воды воздушным пузырям место нахождение субмарины на дне было сразу же отмечено и началось приготовления к ее спасению. Эсминец застопорил ход и спустил на воду несколько шлюпок. Они пришлись как нельзя кстати.
В это время на затонувшей лодке группа подводников, собравшаяся в центральном посту, приготовилась самостоятельно покинуть её через входной рубочный люк. Всего таким способом свободного всплытия смогли спастись шесть подводников: помощник командира военмор А.А.Кузнецов боцман главный старшина сверхсрочной службы В. Чулошников, врио старшины торпедистов А.Д.Мезенцев, старший рулевой М.С.Дацюнов, рулевой П.Д.Майстрюк, трюмный Ф.К.Татаринов. Все они были подобраны шлюпками эсминца. По свидетельству шлюпочных команд в воде находился седьмой подводник, но он утонул прежде, чем к нему успели подойти. Это мог быть командир лодки Бебешин, который, по показаниям поднятых из воды членов экипажа ПЛ, покинул её одним из первых.
Для справки: БЕБЕШИН Михаил Иванович (08.11.1898–08.06.1931). Родился в г. Арзамасе Нижегородской губ. Образование: 2 курса Нижегородского университета, Навигационный класс Сиб.фл, по приказанию зачислен окончившим ВМУ к 10-летию РККА (28), Подводный класс ВМА (24). Военмор. Служба: Фл.Секр.ОУ Ш ВВФ (19), Фл.Секр.Отр.судов на р. Тобол (19), для поручений при Нач.Омской Морбазы (20), Рев.кр.«Спартак» Сиб.фл (20), Рев.кл.«Ангара» Дн.судов на оз. Байкал (20), Фл.Секр.Дн.судов на оз. Байкал (21), Ст. Фл-Секр.Товарища Военного Министра по Морским Делам ДВР (21), Пом.Нач.ОУ Фл.ДВР (21,22), ПК.тщ «Инженер-механик Зверев» (22), Мин. «Ягуар» (22), Мин.«Тигр» (23), Мин.«Леопард» (23), ПК «Ягуар» (24–29), ПК «АГ-21» (29), «АГ-21» (10.29–08.06.31). Погиб при столкновении пл с эм «Фрунзе» во время учебной торпедной атаки.
В тот же день на месте катастрофы появились несамоходная плавучая баржа ЭПРОНА «Черномор», водолазные боты и баркасы ЭПРОНА и Севастопольского военного порта. Уже на второй день после катастрофы водолазы, после круглосуточной работы, выполнили все необходимые операции и 10 июня в 7 часов 35 минут двумя плавкранами «Металлист» подняли на поверхность. Были использованы 100-тонный плавкран Севастопольского морского завода, 50-ти и 20-тонный плавкраны военного порта Севастополя. В деле также принимали участие подводные лодки бригады: (типа «АГ») «Коммунист», «Марксист», (тип «Д», I серии) «Революционер» и «Спартаковец», они обеспечивали подачу сжатого воздуха для продувания балластных цистерн затонувшей лодки. Крейсер «Профинтерн» эсминцы «Дзержинский», «Фрунзе», «Шаумян», торпедные катера П-4, № 54, 94, 114, 124, тральщик «Джалита» гидрографическое судно «1-е Мая», паровой катер «Орлик», морские буксиры. Всего почти 30 кораблей, судов и других плавсредств.
К радости спасателей оказалось, что на поднятой лодке есть живые люди. Субмарины типа «АГ» имели углубленные внутрь корпуса комингсы люков, что обеспечивало при затоплении сохранение значительной воздушной подушки. Эта конструктивная особенность помогла спасти ещё несколько жизней. В книге Ничина М.Ю. "Подводные силы Черноморского флота" говориться о двух членах экипажа ПЛ. Это были подводники В.Нижний и Б.Мамутов, (соответственно главный старшина мотористов и старшина электриков). По данным Стрельбицкого (в статье "Навечно остались в глубинах Черного моря", сборник ТПВ-16/2003) в её кормовом отсеке оставались и смогли выжить трое краснофлотцев (отсюда разное общее число спасшихся, по одним данным 8 по другим всего спаслось 9 моряков). Кроме уже названных, среди них был так же вестовой краснофлотец Н.Бабарыкин (там же - Абедин Мамутов) Общее число погибших составило 23 человека (по другим данным - 24). После подъёма лодки в её отсеках было найдено 20 подводников. Среди членов экипажа не оказалось командира и ещё двух человек (о командире шла речь выше). Очевидно остальные так же самостоятельно попытались покинуть свою затонувшую субмарину, но погибли. Погибших подводников похоронили в братской могиле на одном из севастопольских кладбищ.
1 января 1932 года после восстановительного ремонта «Металлист» вновь вошёл в строй. Позже ПЛ получила обозначение «А-5». Она прошла всю Великую Отечественную войну, совершила 14 боевых походов, повредила румынское транспортное судно, но сама больше не тонула. Только в середине 50-х годов её исключили из списков флота.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Стрельбицкий, К. Навечно остались в глубинах Черного моря/К.Б.Стрельбицкий// Московский клуб истории флота - М.МКИФ, 2003 - 156 с. (Тайны подводной войны № 16); Ничин, М. Подводные силы Черноморского флота/ М.Ю.Ничин, В.Р.Захар. - Симферополь: Таврида, 2004.- 429 с.; материалы сети Интернет.
Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Подписывайтесь, ставьте лайки.