Найти в Дзене
Navygaming Channel

Авария субмарины/73. Роковое столкновение: "Металлист" против "Фрунзе"

Оказаться затопленной для подводной лодки практически однозначно означает гибель для субмарины и ее экипажа, и это очевидно. Однако некоторым подводным лодкам приходилось за свою службу совершить подобные "кульбиты" не один раз (хотя и единственный раз - крайне "не желателен"). Те читатели, которые регулярно читают данную рубрику на нашем канале, наверное, могли бы вспомнить минимум две подводные лодки, которые неоднократно оказывались затопленными, это всеми известный "Дельфин" и "Единорог". И вот после «Единорога» печальный рекорд по количеству пребываний на дне морском, но не по своей воле, был повторен другой подводной лодкой – «АГ-21».

Подводные лодки "Американский Голланд" были достаточно распространены в русском флоте, так что не удивительно что их судьбы оказались достаточно интересными, а служба продолжительной. Как и ее предшественники серии «AГ» непосредственно "АГ-21" была построена по проекту фирмы "Электрик Боат Компани" в Ванкувере (Канада). Приобретённая заводом "Ноблесснер" по заказу Морского ведомства России подводная лодка вступила в строй в 1918 году, но уже в состав морских сил Юга России, Добровольческой белой армии (шла гражданская война, если что). Здесь можно отметить, что лодка неоднократно меняла флаг - но это уже детали.

Интересно, что в Россию подводная лодка попала в разобранном виде, через Владивосток, откуда ее по железной дороге доставили в Николаев, где ее снова заложили и собрали.

Но послужить ей долго не пришлось - союзники не оставили без внимания русские подводные лодки.

Подводная лодка АГ-21 и три подводные лодки типа "Барс" у пирса в Южной бухте Севастополя, октябрь 1918 года
Подводная лодка АГ-21 и три подводные лодки типа "Барс" у пирса в Южной бухте Севастополя, октябрь 1918 года

При отступлении интервентов, 26 апреля 1919 года, по приказу английского командования, «АГ-21» была выведенная буксиром «Елизавета» на внешний рейд Севастополя, и затоплена путем подрыва и открытия люков. Такая же участь постигла еще несколько подводных лодок.

В 1926 году, при поиске затопленных кораблей в районе Севастополя, экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) обнаружила «АГ-21», лежащую на глубине 50 метров. Обследование показало достаточно хорошее состояние ее корпуса, в связи с чем было принято решение о подъеме подводной лодки. Судоподъёмные работы велись в два этапа в августе и в сентябре 1927 года, «АГ-21» перевели на глу­бину 36 метров и только 21 мая 1928 года подняли на по­верхность и перевели в Севастопольскую бухту. Капитально отремонтированная подводная лодка всту­пила в строй Морских сил Черного моря 30 декабря 1930 года под названием «Металлист» (подводная лодка № 16). Однако вскоре подводную лодку ждало новое испытание.

Подводная лодка "Металлист"
Подводная лодка "Металлист"

8 июня 1931 года в Каламитском заливе во время учеб­ных торпедных стрельб субмарина столкнулась с эсминцем «Фрунзе» (тип «Дерзкий») и затонула. Катастрофа про­изошла в результате грубых ошибок, допущенных как ко­мандиром лодки военмором М.И.Бебешиным, при выпол­нении маневрирования вблизи эсминца, так и командова­нием самого эсминца (командир М.Москаленко).

Надводный корабль двигался зигзагом. Командир ПЛ, пытаясь занять выгодное для атаки положение лодки, наобо­рот, своими командами привёл её на курс сближения с це­лью. Что стало причиной - сказать трудно. Ограниченная видимость в перископ или неверная оценка истинного направления движения корабля, неизвестно. В свою очередь, с мостика эсминца, видели опасное сближение субмарины, но никакого манёвра уклонения так и не предприняли.

Эскадренный миноносец "Быстрый" (в будущем - "Фрунзе")
Эскадренный миноносец "Быстрый" (в будущем - "Фрунзе")

Историк К.Б.Стрельбицкий приводит текст заключе­ния, сделанного следственной комиссией изучавшей об­стоятельства гибели подводной лодки «Металлист». Он так и называется «Общие выводы комиссии, назначен­ной для расследования аварии подлодки № 16. 8 июня 1931 г.»:

«Гибель подлодки № 16 произошла в следствие: 1) Не­правильный тактический манёвр командира Бебешина; на­ходясь в мёртвом углу атаки, должен был отказаться от та­ковой и, тем самым предотвратить столкновение. 2) Видя себя в непосредственной близости от эсминца «Фрунзе», командир Бебешин не должен был всплывать, а тем более делать при всплытии полный ход».

Таким образом, из пункта № 2 следует, что непосредственно перед столкновением подводная лодка начала всплывать!

При всплытии ПЛ, находящейся в перископном положении, её корпус оказывался значительно ближе к поверхности воды. Это сушественно влияло на разрушительное действие форштевня эсминца: увеличивало высоту и площадь нанесенной им пробоины.

Таран надводного корабля пришелся в район первого отсека лодки. Приняв внутрь большое количество воды через поврежденный корпус и балластные цистерны, «Ме­таллист» затонул на глубине 35 метров, в точке с координатами 44° 56,8' с. шм 33° 26,8' в, д,, в семи милях от западно­го берега Крыма (район посёлка Николаевка),

Стоит отметить, что во время столкновения на борту «Фрунзе» находился начальник штаба бригады ПЛ Морских сил Чёрного моря В.П.Семиголовский (ранее штур­ман, помощник командира и командир ПЛ «Красноарме­ец»), ставший непосредственным свидетелем происше­ствия. Вахту на мостике эсминца нес вахтенный начальник С.Г.Горшков, будущий Главком ВМФ.

После столкновения по поднимающимся на поверхность воды воздушным пузырям место нахождение субмарины на дне было сразу же отмечено и началось приготовления к ее спасению. Эсминец застопорил ход и спустил на воду несколько шлюпок. Они пришлись как нельзя кстати.

Фото экипажа подводной лодки "Металлист" незадолго до столкновения
Фото экипажа подводной лодки "Металлист" незадолго до столкновения

В это время на затонувшей лодке группа подводников, собравшаяся в центральном посту, приготовилась самосто­ятельно покинуть её через входной рубочный люк. Всего таким способом свободного всплытия смогли спастись шесть подводников: помощник командира военмор А.А.Кузнецов боцман главный старшина сверхсрочной службы В. Чулошников, врио старшины торпедистов А.Д.Мезенцев, стар­ший рулевой М.С.Дацюнов, рулевой П.Д.Майстрюк, трюм­ный Ф.К.Татаринов. Все они были подобраны шлюпками эсминца. По свидетельству шлюпочных команд в воде нахо­дился седьмой подводник, но он утонул прежде, чем к нему успели подойти. Это мог быть командир лодки Бебешин, который, по показаниям поднятых из воды членов экипажа ПЛ, покинул её одним из первых.

Для справки: БЕБЕШИН Михаил Иванович (08.11.1898–08.06.1931). Родился в г. Арзамасе Нижегородской губ. Образование: 2 курса Нижегородского университета, Навигационный класс Сиб.фл, по приказанию зачислен окончившим ВМУ к 10-летию РККА (28), Подводный класс ВМА (24). Военмор. Служба: Фл.Секр.ОУ Ш ВВФ (19), Фл.Секр.Отр.судов на р. Тобол (19), для поручений при Нач.Омской Морбазы (20), Рев.кр.«Спартак» Сиб.фл (20), Рев.кл.«Ангара» Дн.судов на оз. Байкал (20), Фл.Секр.Дн.судов на оз. Байкал (21), Ст. Фл-Секр.Товарища Военного Министра по Морским Делам ДВР (21), Пом.Нач.ОУ Фл.ДВР (21,22), ПК.тщ «Инженер-механик Зверев» (22), Мин. «Ягуар» (22), Мин.«Тигр» (23), Мин.«Леопард» (23), ПК «Ягуар» (24–29), ПК «АГ-21» (29), «АГ-21» (10.29–08.06.31). Погиб при столкновении пл с эм «Фрунзе» во время учебной торпедной атаки.

В тот же день на месте катастрофы появились несамо­ходная плавучая баржа ЭПРОНА «Черномор», водолазные боты и баркасы ЭПРОНА и Севастопольского военного порта. Уже на второй день после катастрофы водолазы, пос­ле круглосуточной работы, выполнили все необходимые операции и 10 июня в 7 часов 35 минут двумя плавкранами «Металлист» подняли на поверхность. Были использова­ны 100-тонный плавкран Севастопольского морского заво­да, 50-ти и 20-тонный плавкраны военного порта Севасто­поля. В деле также принимали участие подводные лодки бригады: (типа «АГ») «Коммунист», «Марксист», (тип «Д», I серии) «Революционер» и «Спартаковец», они обеспечи­вали подачу сжатого воздуха для продувания балластных цистерн затонувшей лодки. Крейсер «Профинтерн» эсмин­цы «Дзержинский», «Фрунзе», «Шаумян», торпедные катера П-4, № 54, 94, 114, 124, тральщик «Джалита» гидро­графическое судно «1-е Мая», паровой катер «Орлик», морские буксиры. Всего почти 30 кораблей, судов и других плавсредств.

Легкий крейсер "Профинтерн" - один из участников спасения "Металлиста"
Легкий крейсер "Профинтерн" - один из участников спасения "Металлиста"

К радости спасателей оказалось, что на поднятой лодке есть живые люди. Субмарины типа «АГ» имели углублен­ные внутрь корпуса комингсы люков, что обеспечивало при затоплении сохранение значительной воздушной подушки. Эта конструктивная особенность помогла спасти ещё не­сколько жизней. В книге Ничина М.Ю. "Подводные силы Черноморского флота" говориться о двух членах экипажа ПЛ. Это были подводники В.Нижний и Б.Маму­тов, (соответственно главный старшина мотористов и стар­шина электриков). По данным Стрельбицкого (в статье "Навечно остались в глубинах Черного моря", сборник ТПВ-16/2003) в её кормовом отсеке оставались и смогли выжить трое краснофлотцев (отсюда разное общее число спасшихся, по одним данным 8 по другим всего спаслось 9 моряков). Кро­ме уже названных, среди них был так же вестовой красно­флотец Н.Бабарыкин (там же - Абедин Мамутов) Общее число погибших составило 23 человека (по другим данным - 24). После подъёма лодки в её отсеках было найдено 20 подводников. Среди членов экипажа не оказалось командира и ещё двух чело­век (о командире шла речь выше). Очевидно остальные так же самостоятельно попытались покинуть свою затонувшую субмарину, но погибли. Погибших подводни­ков похоронили в братской могиле на одном из севасто­польских кладбищ.

Подводная лодка А-5 (бывшая АГ-21)
Подводная лодка А-5 (бывшая АГ-21)

1 января 1932 года после восстановительного ремонта «Металлист» вновь вошёл в строй. Позже ПЛ получила обо­значение «А-5». Она прошла всю Великую Отечественную войну, совершила 14 боевых походов, повредила румынское транспортное судно, но сама больше не тонула. Только в се­редине 50-х годов её исключили из списков флота.

Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Стрельбицкий, К. Навечно остались в глубинах Черного моря/К.Б.Стрельбицкий// Московский клуб истории флота - М.МКИФ, 2003 - 156 с. (Тайны подводной войны № 16); Ничин, М. Подводные силы Черноморского флота/ М.Ю.Ничин, В.Р.Захар. - Симферополь: Таврида, 2004.- 429 с.; материалы сети Интернет.

Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Подписывайтесь, ставьте лайки.