Нефтяные Камни – «столица» Каспийского шельфа. Но это не вторая Венеция (город на островах), отнюдь. Это город на сваях. Причиной создания этого уникального технического чуда была добыча нефти.
Идея на тот счет, что далеко в море можно добывать нефть с помощью пробуренных скважин — давняя. Оказывается, еще в 1896 году в горный департамент города Баку поступила письменная просьба от инженера В. Згленицкого с предложением начать добывать нефть из недр Каспия. По предварительному расчету, под дном моря находятся десятки миллионов тонн нефти. С берега взять ее невозможно, так как до месторождения свыше 50 км моря. Но все уперлось тогда не только в финансы, а и в технологии (нужного опыта морской добычи нефти не было). Лишь в 1946 году вернулись к идее Згленицкого.
Относительно мелководная часть шельфа Каспия в районе Черных Камней позволяла брать нефть буровым способом с платформ и вывозить ее на наливных баржах. Освоение добычи черного золота в море началось промышленным методом в 50-е годы минувшего века. Не обошлось без сложных проблем. Экономически невыгодно было доставлять нефтяников на многочисленные буровые установки и через несколько дней менять их на отдохнувших людей. Встал вопрос о строительстве на шельфе населенного пункта на сваях — так началась история города.
Сначала это был небольшой поселок с одноэтажными бараками. Позже стали строить нормальные двухэтажные дома. Но все равно условия работы и жизни в поселке были очень тяжелыми. Лишь после посещения месторождения Хрущевым начались кардинальные изменения. Он разрешил направить из бюджета СССР значительные средства на строительство полноценного города в море с пяти- и девятиэтажными домами на платформах. Под них затопили несколько крупных судов с насыпанным в трюмы грунтом. Дополнительно поверх затонувших судов был насыпан еще слой грунта, доставленного баржами с берега. Для прочности все залили бетоном. Город был рассчитан на пять тысяч человек. В нем имелось все необходимое из социальной инфраструктуры. Сейчас в этом необычном городе на воде живут и трудятся около двух тысяч человек.
С распадом СССР серьезно осложнились хозяйственные связи. Из 200 скважин нормально дают нефть меньше половины. Влияние оказало то, что уровень Каспия заметно повысился. До целого ряда буровых уже добраться невозможно. В самом городе частично подтоплены первые этажи зданий. Сырость не способствует сохранности жилого фонда. И хотя заработки на Нефтяных Камнях выше, чем на берегу, на вахту сюда едут неохотно. Ведь жить в «мокром» доме — вредить своему здоровью. К тому же в шторм (а они тут вовсе не редкость), вахтерам приходится работать дальше без смены. До середины нулевых годов 21 в. сюда можно было приехать с экскурсией, но из-за ужесточившихся правил безопасности такие мероприятия попали под запрет. Теперь доступ в легендарный город на сваях есть только у избранных. А простые смертные могут просто смотреть из бакинского порта, как со стороны Нефтяных камней и обратно летят вертолёты, плывут танкеры или едут по эстакаде автомобили.
Нефтяные камни до сих пор остаются гордостью Азербайджана и городом с мировой славой, ведь повторить такое под силу не каждой стране.
А вы хотели бы попасть в это таинственное место?