Дорогие друзья, добрый день!
На днях я побывала на очень интересном мероприятии – театральном «круглом столе». Он проходил в рамках блиц-форума «Театральная болталка». Этот форум был полностью посвящен театру.
У его участников и гостей была уникальная возможность заглянуть в самое сердце театральной Москвы, узнать о том, как рождаются спектакли для детей и взрослых в традиционных и новаторских жанрах игрового, кукольного, иммерсивного, пластического и теневого театров.
Форум включал в себя любительскую и профессиональную части. В рамках любительской части у всех желающих была возможность поучаствовать в мастер-классах, встречах, лекциях и дискуссиях, посвященных театру, а также посмотреть спектакли любительских и профессиональных театров.
Что касается профессиональной части, то она состояла из нескольких «круглых столов» с участием настоящих профессионалов отрасли, на которых буквально из первых уст можно было узнать о том, чем сегодня живет театр, как развивается эта индустрия, какие темы волнуют современных режиссёров.
Тема первой встречи с профессионалами стала «Театральное пространство vs пространство театра». На ней представители востребованных театров Москвы, организаторы фестивалей, режиссеры говорили о том, где живёт театр сегодня, как в эпоху упаковки и клипового мышления удержать внимание и достучаться до человеческого духа. На дискуссиях обсуждалось значение пространства в современных постановках, влияние цифровых технологий на театр, шел разговор о театре будущего.
Второй «круглый стол» назывался «Новые формы современного театра». В нем приняли участие драматурги, режиссеры, педагоги сценического мастерства и актеры. На встрече обсуждались актуальные вопросы развития современных театральных студий и их реальное место в театральной жизни.
Мне удалось посетить именно этот – второй «круглый стол». О нем я и хочу рассказать в этой публикации.
Экспертами на мероприятии выступили: режиссер, актриса, художественный руководитель актерской школы Юлия Уразбаева, актёр театра и кино, участник различных детских социальных проектов Константин Кожевников, режиссёр театра "ОЛИМПиК", актер театра и кино Валерий Кулигин, драматург, сценарист, прозаик Светлана Сологуб, PR-менеджер фонда "Альма матер" и инклюзивного театрального проекта Анастасия Бабаева. Модератором стола стал журналист, драматург, театральный обозреватель Известий.ру и Альтерлит.ру Влад Васюхин.
Что удалось узнать на мероприятии? Главная мысль в том, что современный театр – это настолько пластичная и изменяющаяся структура, что этим термином сегодня можно назвать все, что угодно. Например, в наши дни театр может быть без драматурга, без режиссера, без профессиональных актеров и даже без зрителей. Потому что сегодня театр делают сами люди – то есть мы с вами! Любое действо, в той или иной мере, можно назвать театром. Даже нынешний «круглый стол», по сути, тоже в каком-то смысле - театральное действо.
По словам экспертов, современный театр сегодня настроен не на вымысел, на документалистику – то есть на реальные события, на которых может строиться сюжет постановок. Доля вымысла, фантазии драматурга или режиссера, безусловно, может иметь место, однако основа сюжетов для постановок все чаще берется из реальной жизни.
Например, одно из подобных театральных направление – вербатим – когда спектакли полностью состоят из реальных монологов или диалогов участников или свидетелей каких-либо событий, перепроизносимых актёрами.
Еще одним приемом, который часто используется в современном театре является сторителлинг - (storytelling) в переводе с английского — рассказывание историй. В этом случае, как правило, спектакль строится на одном актере, который рассказывает зрителям личную историю или пересказывает художественную классику. Такой новаторский театр удобен тем, что не требует лишней бутафории и реквизита. Действий в таком спектакле не много, все события проговариваются. Также в этом случае, нет четкой концепции и ограничений в ходе постановки.
К подобного рода постановкам можно отнести и театральные читки, и моноспектакли. Такие спектакли часто ставят театры-лаборатории.
Также сегодня популярны иммерсивные спектакли, когда грань между актерами и зрителями практически стирается, сценическое пространство становится общим для зрителей и актеров, таким образом гости ощущают себя частью происходящего. Подобные ощущения зрители испытывают и во время спектаклей-перемещений (бродилок), когда в ходе развертывания сюжета постановки меняются не декорации на статичной сцене, а помещения, пространства, интерьеры.
Еще одним новаторским и экспериментальным видом театра является так называемый «театр горожан», когда актерами, собственно, становятся сами зрители – буквально с улицы. В таких постановках, скорее даже перфомансах, могут принять участие все желающие, без какой-либо особой подготовки. И тогда грань между понятиями актер – зритель вообще размывается. В некоторых же случаях зрителей может и не быть вовсе. Потому что зрители тогда –участники самого экшна. И играют они, собственно, для себя.
По мнению экспертов, такой вид театральных постановок имеет большой потенциал.
Также сегодня современные постановки могут играться не только на сцене, не только в каких-либо помещениях, предназначенных исключительно для подобных целей, не только на улице, но и в пространствах, на первый взгляд, совершенно для этого не подходящих. Например, в бассейне, в лесу или трамвае. Кстати, по словам участников «круглого стола», подобный театральный трамвай курсирует, например, по Омску. И, говорят, пользуется огромным успехов у местных жителей.
Помимо этого, современный театр предоставляет зрителям уникальную возможность буквально перевоплотиться в какого-либо персонажа, прочувствовать, прожить его жизнь почти буквально. Причем, персонаж этот может быть не вымышленным, а вполне реальным.
Например, один из театров как-то организовал спектакль про опального режиссера Кирилла Серебренникова. В этом случае зрителям в наушниках рассказывали о жизни режиссера в то время, как они ходили по тем же улицам и маршрутам в городе, что когда-то ходил и он. Таким образом, и сценой, и зрительным залом в данном случае одновременно стал целый город, включая всех его жителей.
Чем вызвано появление такого множества разнообразных театров и театральных постановок, включая любительские? По словам участников встречи, в первую очередь - свободой и возможностью самовыражения. Для всех: для драматургов, режиссёров, актеров и конечно же – зрителей. А еще возможностью предпринимательской деятельности, когда сегодня почти любой желающий, при определенных условиях, имеет возможность организовать свое дело.
Однако, справедливости ради, надо сказать, что не все воспринимают и принимают подобные новаторские формы современного театрального искусства. Многим зрителям по-прежнему нравится театр исключительно классический.
И в этом случае, как единогласно пришли к выводу участники «круглого стола», театру важно не стараться понравиться всем, а следует найти свою аудиторию, «своего зрителя». Или «перевербовать» его у других…
На этом теоретическая часть «круглого стола», посвященного новым формам современного театра, была завершена. Далее началась часть практическая.
И у присутствующих появилась возможность наглядно на практике ознакомиться с работой одного из участника «круглого стола» - режиссера Валерия Кулигина и игрой актеров возглавляемого им театра «ОЛИМПиК» Марии Рязановой, Дениса Моткова и Татьяны Садовой.
В рамках мероприятия «ОЛИМПиК» представил гостям «Белую» (и смыслово завершенную) часть спектакля «Черное и белое» по мотивам произведения А. П. Чехова «Предложение».
Чтобы в очередной раз не спойлерить (иногда у меня это непроизвольно получается) и этим не портить впечатления от просмотра спектакля его будущим зрителям, скажу лишь одно - восторг!
Данный спектакль для «ОЛИМПиКа» - новый, режиссер поставил его не так давно. Однако одно лишь участие таких актеров как Мария Рязанова и Денис Мотков является, на мой взгляд, гарантией качества и безупречного вкуса. Конечно же - с учетом режиссерской работы Кулигина. Улыбки и восторженные аплодисменты зрителей в очередной послужили подтверждением этого.
Те из зрителей, которые смотрели (а мои читатели на страницах «Культурных вечеров» читали) такие постановки этого театра как «Пришел мужчина к женщине» и «Варшавская мелодия», уверена, понимают, о чем идет речь.
Творческий дуэт Рязановой и Моткова в этих спектаклях творил (сотворял, вытворял) настоящее волшебство - филигранно раскрывая все (даже самые потаенные) грани взаимоотношений мужчины и женщины.
Аналогичное волшебство произошло и в новой постановке. А помноженное на сюжетную основу великого русского классика, а также безупречный художественный вкус режиссера Валерия Кулигина, новый спектакль, на мой взгляд, стал новым шедевром в репертуаре «ОЛИМПиКа», который хочется посмотреть не один раз.
Те же знакомые приемы, штрихи, нюансы, которые закладывает в свои красивейшие и благородные постановки режиссер, актеры проигрывают и передают зрителю на высшем уровне профессионально и очень-очень атмосферно!
Настоятельно рекомендую всем тем, кто находится в Москве, и кто интересуется театральным искусством, посмотреть этот спектакль театра «ОЛИМПиК». В полной версии он называется «Черное и белое». Ближайшие показ – 19-го апреля.
Фото-кадры из части "Белое" спектакля "Черное и белое" театра "ОЛИМПиК".
Уважаемые читатели! Если вам понравился этот материал, ставьте лайки, пишите комменты и подписывайтесь на "Культурные вечера"!
А еще можно почитать о других спектаклях театра "ОЛИМПиК" и не только...
«Диета для Коломбы», модный показ и итальянцы в России: новый спектакль Театра «Шанс»
Спектакль «Леонардо» в Театре «Модерн»: Грымов VS Да Винчи
Иммерсивная «Варшавская мелодия»: спектакль-экскурсия, пение а капелла и слёзы на глазах зрителей
«Король Лир» и «ритуал» связи поколений от Саха Театра на сцене Малого театра в Москве
«Лекарь поневоле» от Коляды: Мольер «отдыхает», зрители обсуждают
«Гамлет in Moscow» в Театре на Малой Бронной. Шекспир ли это после Константина Богомолова?
«Волшебная гора» Константина Богомолова: почему захотелось продезинфицироваться.
"Ночь в музее" и Театр "У камина". Где "погреться" в холодной Москве?
Почему спектакль «Урок дочкам» - это урок всем нам?
"Лёля и Минька одни дома". Что из этого вышло? Показывают актёры театра "PROзрение"
«Пустыня» в большом городе: зарисовка об ожидании от театра «PROзрение»
«Владимир III степени» - неожиданная версия пьесы Гоголя на сцене Центрального Дома актера.