Это село внешне, визуально, сильно отличается от других северных сел и деревень, которые мы видели на Севере. Сюда едут за тишиной и умиротворением. Тем внутрикадышам, кто привык в каждом комментарии кричать о бедности, разрухе, бездействии властей, отсутствии дорог и кофе на вынос – абсолютно точно делать в Верхней Тойме нечего. Только себе настроение портить и местных раздражать. Могут ведь и поколотить!
«Чего они едут и едут к нам на своих "марседесах"?! Застревают, а потом вытаскивай их трактором!», – жаловался паромщик, даже с питерскими номерами приняв нас на неполнокопытном «Соболе» за своих.
Начало большого рассказа о Верхней Тойме ищите тут:
Уже говорили: в общепринятом смысле смотреть в Верней Тойме туристу нечего: достопримечательностей нет, мосты, кроме длинного висячего – самые обычные. Да и висячий через речку Тоймушку почти на окраине села – обычный. Удивительно романтичным его делают окрестные пейзажи.
В 1935 году в Верхнюю Тойму заезжал Михаил Пришвин с сыном. Вот он уж «прославил» село, так «прославил»! Писателя поселили в гостинице с полчищами клопов, а посреди ночи пытались подселить пару «усталых путников». Впечатление было испорчено, что Пришвин и отметил в дневнике.
С гостиницами в Тойме до сих пор проблема, как и во времена Пришвина. Но нам повезло больше: с клопами не селили, хотя «уставших путников» из соседнего номера, очевидно, командировочных, хозяева пытались усмирить всю ночь.
Если точнее, то действующая гостиница (гостевой дом) в Верхней Тойме всего одна. Альтернативы нет! Монополист. Чистенько, аккуратно, но ценник – около 5 000 за номер с удобствами (цена 2021 года), есть общие номера на шесть человек с удобствами на этаже, они дешевле.
На всякий случай запоминайте телефон администратора: +79522563889, пригодится. Хозяева – супружеская пара – очень приветливые и гостеприимные, любящие и ценящие братьев наших меньших, так что наличие у нас двух хвостатых путешественников проблемой не стало от слова «совсем».
Но если уж совсем на чистоту, в какой-то момент нас посетила крамольная мысль: а зачем мы вообще сюда попали, да еще и собак привезли. Мы искали старину, памятники архитектуры, деревянные храмы, которым по 300-400 лет, а Верхняя Тойма – обыкновенный лесопромышленный поселок. И пусть здесь сейчас, как и везде на Севере, сельское хозяйство почти умерло, промышленности кроме лесозаготовок нет, а зарплату исправно получают только бюджетники, ехать в Верхнюю Тойму непременно нужно.
Поверьте, утром крамольные мысли сами по себе развеиваются. Здесь такие виды с крутого обрыва, как с высоты птичьего полета, – дух захватывает. Среди песчаных островов и мелей течет Двина. Речники беспокоятся – в осеннюю пору быстро изменяется уровень воды. Самые неприятные для них – верхнетоемские перекаты: здесь очень узкий и неглубокий фарватер. А Двина широкая.
Именно в Верхней Тойме мы впервые увидели, как ВЫГЛЯДИТ тишина.
ОСТОВ АЭРОПОРТА
В 80-е годы прошлого столетия авиаперелеты были главным видом транспорта для верхнетоемцев, да и вообще на всем Русском Севере. Большая взлетно-посадочная полоса позволяла принимать самолеты типа Як-40 и Ан-24. Но основным оставалась «аннушка» – Ан-2.
В день совершалось по два-три рейса до Архангельска, до семи рейсов на Котлас. В Котласском авиаузле при наличии пассажиров организовывались и внеплановые рейсы до Верхней Тоймы. Принцип посадки напоминает тот, что сейчас осуществляется на паромы: собиралось несколько человек у касс, и для них формировался отдельный рейс, продавались билеты. Загрузили всех желающих, и вперед – полетели.
Ежедневное регулярное авиационное сообщение связывало Тойму с большинством окрестных населенных пунктов: Красноборском, Черевково, Устюгом. В сознании верхнетоемцев с тех пор закрепилось: они не были отрезаны от мира. Некоторые жители села отправлялись к родным и близким по всей Архангельской области просто на день погостить. Аэротранспорт был доступен рабочему люду и их семьям.
А сейчас? Сейчас аэропорт заброшен. Никакого авиасообщения Верхней Тоймы с Котласом или Архангельском просто нет. В лучшем случае здесь экстренные службы на вертолете приземляются. А взлетная полоса используется ныне автошколой.
От инфраструктуры аэропорта сохранились некоторые полуразрушенные здания. Они выставлены на торги как инвестиционные объекты с предполагаемым использованием в качестве перевалочной базы для лесозаготовительных предприятий и общежития для рабочих.
А еще сохранилась метеостанция. Метеостанция М-2 Верхняя Тойма была основана в 1934 году, хотя начинала она свою работу еще в 1903 году. Но то были периодические наблюдения и до 1917 года, потом прекратились на время до Эпохи советского освоения Севера. Первого начальника станции, говорят, звали Елизаветой Федоровной Трубиной. Она до 1950 года оставалась на этом посту.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Бездорожье, кажется, во все времена было бичом Севера. Все, кто видел его, испытал на себе, не забудут. Но, честно сказать, мы немного сочувствуем будущим путешественникам. Если дороги в этих местах построят, они слишком просто попадут в Верхнюю Тойму и Пинегу – в места, которые все еще считаются труднодостижимой мечтой. Не невозможной, конечно. По-хорошему, до Верхней Тоймы можно добраться на любом автомобиле, но лучше – полноприводном и с высоким клиренсом. Хорошие дороги лишат нас восторга преодоления. Впрочем, Русский Север настолько велик, что и на их века будущих путешественников хватит и труднодоступных мест, и «стиральных досок», и разрушенных мостов, и бродов. Как говорят бывалые люди, на Севере нет дорог, есть направления.
Оставайтесь с нами!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас