Страниц: 350
Оценка: 8/10
Первое издание: 2021 г.
Увлекательность: 7/10
Прописанность героев: 8/10
Сюжет: 7/10
Глубина: 8/10
Эмоции: 5/10
Идея: 8/10
Принималась я за этот роман, помня впечатления от «Не отпускай меня» и «Остатка дня». Ждала таких же трогательных мыслей, ярких эмоций. Но эта книга пообещала мне этого и не дала. Как это вышло — сейчас расскажу.
На первых страницах мы знакомимся с Кларой: это роботизированный помощник, называемый также ИП — индивидуальная подруга. Она стоит на витрине магазина, выходящей на улицу. Клара наблюдает в окно, как мимо ходят пешеходы, проезжают такси. Она заряжается от солнечных батарей, и потому каждый лучик солнца воспринимает как особую ценность.
Клару покупают тяжело больной девочке, и декорации магазина сменяются декорациями дома семьи среднего класса. Клара наблюдает за жизнью больной Джози, за её уроками социализации и общением с другом, который живёт по соседству. Она смотрит на свою больную хозяйку и думает, что у неё есть шанс её спасти — стоит только попросить об этом живительное Солнце.
Если честно, я не поняла, какую мысль закладывал в эту работу писатель. Роман очень похож на «Не отпускай меня», но там всё было намного понятнее и ярче. Здесь я не нашла ключевой идеи, которая бы била прямо в сердце. Всё, что я вижу, это историю о наивном, но добром и умном роботе, который готов пожертвовать своей жизнью ради хозяйки. Писатель несколько раз показывает, что, несмотря на незаурядный интеллект и способности к самообучению, люди считают таких ИП лишь машинами и обращаются с ними соответственно. Но из этих не делается каких-то выводов, эти сцены не приводят к катарсису.
Я не люблю притчи, нереалистичные и малоэмоциональные истории, которые многие определяют как трогательные. Возможно, поэтому «Клара и Солнце» никак у меня не отозвался. Ни разу я не удивилась развитию событий и ни разу же они не вызвали во мне других эмоций.
В «Не отпускай меня» в чём-то схожая идея. Если вы помните (а если не читали, пропустите этот абзац), для людей в качестве доноров выращивали их клонов. И клоны эти так же мыслили и воспринимали себя, как и «истинные» люди. И противоречие строилось на том, что эти клоны помогут оригиналам оправиться от тяжёлых болезней и выжить, но при этом умрёт такой же мыслящий человек, пусть и клон.
А здесь мы изначально знаем, что Клара — робот. Соответственно, и воспринимаем её не равноценно человеку. Тем более что описанные в романе жертвы не выходят за рамки привычного нам. Это можно сравнить с донорством почки: это альтруистично, но серьёзный конфликт на этом не построить.