Найти тему
ВТБ Страна

Деньги или любовь? Три пьесы Островского, где материальное — в основе сюжета

Оглавление

Как деньги становятся главной движущей силой в пьесах Островского, и почему эта тема так важна для литературы 19 века.

Островский — русский Шекспир

Василий Перов. «Портрет Александра Островского», 1871 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Василий Перов. «Портрет Александра Островского», 1871 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения знаменитого русского писателя и драматурга Александра Островского, которого считают создателем русского национального репертуарного театра. Значение драматурга в русской культуре огромно, его часто сравнивают с Шекспиром в Англии, Мольером во Франции, Лопе де Вега в Испании. Он создал более 50 пьес, в которых отразилось его глубокое понимание русских нравов.

Одна из центральных тем в творчестве Островского — деньги. Это видно уже по названиям пьес: «Бешеные деньги», «Доходное место», «Свои люди — сочтемся», «Бедность не порок», «Богатые невесты», «Бесприданница». Через деньги автор раскрывает характеры персонажей, они же ложатся в основу конфликтов и поворотов сюжета. Из-за денег герои пьес убивают («Бесприданница»), женятся («Свои люди — сочтемся»), обманывают («Волки и овцы»), упиваются властью («Гроза»). Персонажи носят говорящие фамилии, которые позволяют читателю догадаться об их характере, статусе, нравственных принципах: Большов, Подхалюзин, Карандышев, Вожеватов, Великатов, Пузатов.

Вспомним несколько пьес, в центре которых — тема денег, и разберемся, с какими ценностями деньги вступают в конфликт в творчестве Островского и что побеждает в этом споре.

Деньги или человечность: «Свои люди — сочтемся»

Неизвестный автор. К. Н. Рыбаков в роли Большова, В. А. Макшеев в роли Рисположенского, пьеса «Свои люди — сочтемся» в Малом театре, 1892 год © Public Domain
Неизвестный автор. К. Н. Рыбаков в роли Большова, В. А. Макшеев в роли Рисположенского, пьеса «Свои люди — сочтемся» в Малом театре, 1892 год © Public Domain

Эта пьеса написана в 1850 году и изначально называлась «Банкрот». Действие разворачивается вокруг семьи купца Большова. Он очень богат, но не желает платить по кредитам. Вместе со стряпчим Рисположенским он задумал разыграть фиктивное банкротство. Хитрый и расчетливый приказчик Подхалюзин, зная, что на жадности Большова можно выгодно сыграть, уговаривает его перевести все деньги на свой счет. «Свои люди — сочтемся!», — говорит он. Эта фраза скрепляет их сомнительный договор и становится названием пьесы. Большов просит лишь о том, чтобы приказчик кормил его и жену и понемногу выплачивал за него долг. Заполучив все состояние купца, Подхалюзин женится на его дочери Липочке. Большов же попадает в долговую тюрьму. Чтобы его спасти, нужно заплатить кредиторам, но дочь и ее супруг отказывают старику в помощи.

Деньги в этой пьесе — основная движущая сила, единственный мотиватор. Ради них герои решаются на обман и даже дочь Липочка, соблазнившись перспективой «ходить по дому в шелковых платьях», предает своего отца. Автор показывает, как из-за денег разрушается душа человека и он становится подобен зверю: человек человеку волк.

  • «Этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет!»
  • «Знаешь, Лазарь, Иуда, ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем».
  • «Слезы ваши дешевы».

Деньги или честность: «Доходное место»

Неизвестный автор. Актер Александр Щагин в роли Вышневского, спектакль «Доходное место» Театра Революции, 1932 год © Public Domain
Неизвестный автор. Актер Александр Щагин в роли Вышневского, спектакль «Доходное место» Театра Революции, 1932 год © Public Domain

В центре сюжета — молодой чиновник Жадов. Он умен и образован, у него много амбиций, но он не желает идти путем лести и угождения начальству. Взяточничество, обман, протекция, которые процветают в чиновничьей среде — не его путь. Он готов жить бедно, но честно.

Жадову противостоят три чиновника, которые стоят на разных ступенях карьерной лестницы: Вышневский, его подчиненный Юсов и Белогубов. Все они получили свои места через заискивание и выслуживание. Юсов в пьесе рассуждает о том, что такое честность чиновника: она, по его мнению, «не в том, что он не берет взяток, а в том, что он за них обязательно окажет услугу».

Жадов подвергается все большему давлению окружающих, которые считают, что материальное благополучие важнее его идеалистических принципов. В их числе — любимая супруга, с которой он все чаще ссорится из-за денег. Жадов, в конце концов, поддается давлению и идет просить доходного места, но получает отказ. Чиновники смеются над ним и называют представителем «слабого поколения». В конце пьесы Жадов остается при своем: он заявляет, что в каждом поколении есть честные люди, а если его жена тяготится бедностью, то он готов ее отпустить.

  • «Какая же польза от ученья, когда в человеке нет страху… никакого трепету перед начальством?»
  • «От равнодушия недалеко до порока. Кому порок не гадок, тот сам понемногу втянется. У нас общественного мнения нет, мой друг, и быть не может, в том смысле, в каком ты понимаешь. Вот тебе общественное мнение: не пойман — не вор».
  • «Мы, говорят, не хотим брать взяток, хотим жить одним жалованьем. Да после этого житья не будет! За кого ж дочерей-то отдавать? Ведь этак, чего доброго, и род человеческий прекратится. Взятки! Что за слово взятки? Сами ж его выдумали, чтобы обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность! А от благодарности отказываться грех».

Деньги или любовь: «Бедность не порок»

М. Панов. «Бедность не порок. Фототип, снятый с артистов народного театра». 1888 год © Public Domain
М. Панов. «Бедность не порок. Фототип, снятый с артистов народного театра». 1888 год © Public Domain

В пьесе «Бедность не порок» центральной становится тема отцов и детей, но и здесь деньги — в основе конфликта поколений. Автор ставит вопрос остро: могут ли деньги быть сильнее любви?

Героиня пьесы Любовь мечтает выйти замуж за своего возлюбленного Митю, но отец Гордей Торцов не считает его подходящей партией: Митя — приказчик, он не богат и не перспективен. Зато Африкан Коршунов отлично подходит на эту роль — завидный жених, хоть и пожилой, зато обеспеченный. Любовь пробует поговорить с отцом, но тот остается непреклонен. Эта история так и могла бы закончиться браком по расчету, но внезапно появляется дядя Любови Любим Карпыч. Он просит брата не отдавать дочь за подлеца Африкана: не так давно тот обманул и разорил Любима. Тогда назло Африкану Гордей Торцов отдает свою дочь за Митю. В конце пьесы он благодарит брата, что тот наставил его на ум, и признается, что теперь стал другим человеком.

Любовь в итоге побеждает страсть к деньгам, а Гордей Торцов, ставший на ее сторону, переживает перерождение. Так Островский показывает, что тот, кто предпочтет духовное материальному, в итоге обретет счастье. Интересно, что пьеса эта полна символов — персонажи, воюющие на стороне любви (Любовь Торцова и Любим) носят говорящие имена, а действие происходит накануне Святок.

  • «Какие нежности при нашей бедности».
  • «Эх, кабы я беден был, я бы и человек был».
  • «Любви золотом не купишь».

В этой статье мы вспомнили три пьесы Островского, где тема денег становится основой сюжета и мерилом, которым герои определяют ценность всего, включая человеческие чувства. Но тема эта остро звучит и в других пьесах — драмы Островского были злободневны два века назад, не теряют актуальности и сейчас.

Узнать больше о жизни и творчестве драматурга можно на выставке «Площадь Островского», которая открылась 22 марта в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. Здесь можно будет увидеть личные вещи Островского и сценические костюмы для его пьес, проследить за творческой биографией и даже почувствовать себя на месте героев его пьес. Выставочный проект проходит при поддержке банка ВТБ, который выступает генеральным спонсором музея. Также приглашаем посмотреть запись лекции «Как Островский создал русский национальный театр», которая дополнит представления о театральном новаторстве Александра Николаевича.