В первой статье о рисунке читатели узнали о том, что штрих должен ложиться на конструкцию, то есть рисунок начинается с умения видеть и передавать внутренний каркас натуры.
Поэтому начинается рисование с прямых линий, передающих этот каркас. Так рисуют и предметы, и фрукты, и голову человека, и фигуру, и пр., и даже деревья.
Самое распространённое сравнение, которое приводят – как скульптор высекает своё произведение из глыбы; сначала появляется грубая форма, потом намечают и отсекают более мелкие формы, потом ещё и так далее.
Сравнение действительно максимально подходящее, потому что о рисунке можно сказать то же самое – рисунок начинается с грубой формы. И эта грубая форма ищется, намечается прямыми линиями. Потом находим на грубой форме дополнительные объёмы, на которые она делится, и эти объёмы чётко принадлежат грубой форме; потом на этих объёмах ещё более мелкие и так далее.
Это можно увидеть на рисунках художника Василия Савинского; например, посмотрите на рисунок гипсовой головы Аполлона:
Второй рисунок - здесь лицо уже детально проработано, но прямые образующие линии хорошо видны на волосах сверху, также прямые образующие остались справа:
Очень хороший образец – зарисовка портрета, выполненная В.Савинским: видим, как передаются объёмы деталей лица, объём волос обрубовкой прямыми линиями:
Учебный рисунок головы натурщика, автор также Савинский. Рисунок в такой стадии, что и здесь видим много прямых линий, образующих формы:
Как находить направления этих прямых линий – в следующих статьях.
Конечно, по мере работы над рисунком, уточнением формы, работы с мелкими формами множественные прямые линии постепенно «скругляются», но происходит это естественным путём. И ощущение конструктивного каркаса остаётся и держит рисунок, делает его убедительным, выразительным.
Итак, вывод на сегодня: академический рисунок начинается с грубой формы и прямых линий.
Пригодится это всем, кто занимается изо деятельностью, потому что все как минимум делают подготовительный рисунок под живопись, пусть даже сразу краской и кисточкой. Чем конкретнее и убедительнее будет ваш рисунок, тем лучше будет смотреться работа в итоге.
P.S. Для новых читателей: основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, репетитор онлайн, поделюсь профессиональными секретами живописи и рисунка.😊
Буду рада видеть вас в моём телеграм-канале: https://t.me/arteillar
и в группе ВКонтакте: https://vk.com/arteillar