Найти тему

Рассказываю о теории рисунка. Прямые линии как начало и основа рисунка.

В первой статье о рисунке читатели узнали о том, что штрих должен ложиться на конструкцию, то есть рисунок начинается с умения видеть и передавать внутренний каркас натуры.

Поэтому начинается рисование с прямых линий, передающих этот каркас. Так рисуют и предметы, и фрукты, и голову человека, и фигуру, и пр., и даже деревья.

Самое распространённое сравнение, которое приводят – как скульптор высекает своё произведение из глыбы; сначала появляется грубая форма, потом намечают и отсекают более мелкие формы, потом ещё и так далее.

Сравнение действительно максимально подходящее, потому что о рисунке можно сказать то же самое – рисунок начинается с грубой формы. И эта грубая форма ищется, намечается прямыми линиями. Потом находим на грубой форме дополнительные объёмы, на которые она делится, и эти объёмы чётко принадлежат грубой форме; потом на этих объёмах ещё более мелкие и так далее.

Это можно увидеть на рисунках художника Василия Савинского; например, посмотрите на рисунок гипсовой головы Аполлона:

Второй рисунок - здесь лицо уже детально проработано, но прямые образующие линии хорошо видны на волосах сверху, также прямые образующие остались справа:

-2

Очень хороший образец – зарисовка портрета, выполненная В.Савинским: видим, как передаются объёмы деталей лица, объём волос обрубовкой прямыми линиями:

-3

Учебный рисунок головы натурщика, автор также Савинский. Рисунок в такой стадии, что и здесь видим много прямых линий, образующих формы:

-4

Как находить направления этих прямых линий – в следующих статьях.

Конечно, по мере работы над рисунком, уточнением формы, работы с мелкими формами множественные прямые линии постепенно «скругляются», но происходит это естественным путём. И ощущение конструктивного каркаса остаётся и держит рисунок, делает его убедительным, выразительным.

Итак, вывод на сегодня: академический рисунок начинается с грубой формы и прямых линий.

Пригодится это всем, кто занимается изо деятельностью, потому что все как минимум делают подготовительный рисунок под живопись, пусть даже сразу краской и кисточкой. Чем конкретнее и убедительнее будет ваш рисунок, тем лучше будет смотреться работа в итоге.

P.S. Для новых читателей: основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, репетитор онлайн, поделюсь профессиональными секретами живописи и рисунка.😊

Буду рада видеть вас в моём телеграм-канале: https://t.me/arteillar

и в группе ВКонтакте: https://vk.com/arteillar

Запись ко мне на бесплатную онлайн-консультацию.
Советы любителям живописи | Художник Елена Илларионова-Комарова.2 мая 2024
Упражнения на поиск направлений прямых линий- продолжение.
Советы любителям живописи | Художник Елена Илларионова-Комарова.6 октября 2023