Я обещала рассказать о монографиях о П.П.Чистякове и его переписке с Савинским. Для чего? Для того, чтобы объяснить происхождение теоретической базы того, о чём рассказываю (и показываю). Учебников по этой методике нет, но я ведь не сама придумала метод, по которому обучалась.
Заодно расскажу о художнике В.Е.Савинском, ученике П.П.Чистякова, покажу некоторые его работы (здесь же, ниже).
Так вот. В 40-60-е гг 20 века вышло несколько монографий искусствоведов о П.П.Чистякове, как об уникальном педагоге, работавшем по своей особенной методике. У меня есть две книги:
И.Гинзбург "Чистяков и его педагогическая система"(1940),
Н.Молева, Э.Белютин "П.П.Чистяков. Теоретик и педагог" (1953).
Кроме биографии художника, искусствоведами представлены его «заметки», высказывания по основным разделам изобразительного искусства: рисунке, живописи, станковой композиции. Отмечаются особенности метода и талант Чистякова как педагога.
Монографии написаны на основе источников, собранных позже в другую книгу, о которой я уже писала несколько раз – это «Письма, записные книжки, воспоминания» П.П.Чистякова (1955). Таким образом, максимально полным сборником теоретических выкладок Чистякова на данный момент являются "Письма...".
Моменты, касающиеся подхода П.П.Чистякова в живописи, я уже привела здесь на канале (смотрите подборку "теория изо искусства").
Особенно интересны записки художника о теории рисунка, так как они сопровождаются пояснительными картинками, схемами Чистякова. (Об этом будет позже, в следующих статьях.)
Кроме вышеперечисленного, сохранилась переписка Чистякова с его учеником, художником Савинским, и была издана в 1939 году под названием: "П.П.Чистяков и В.Е.Савинский. Переписка 1883-1888. Воспоминания." (кроме писем, там напечатаны воспоминания учеников П.П.Чистякова).
В переписке можно найти много интересного. В письмах художники обсуждают многие творческие вопросы (и теоретические, и практические), свои работы; например, посмотрите, как интересно Чистяков рассуждает о композиции эскиза Савинского к картине:
"Итак, сцена очень хороша... Но есть и недостатки. Фарисей, выступивший вперёд, рано выступил. Поэтому он, нарушив момент, нарушил линию, т.е. красоту линии на земле, и разделил картину на две половины. Удалите его назад к собратьям его, и эту же самую позу, но несколько ранее одним моментом, оставье ему, - и дело в шляпе. Христос далеко стоит, двиньте его на аршин или полтора вперёд и следовательно в то же время влево в картине. ... Чтобы сохранить поворот головы его, двиньте всю группу фарисеев влево, некоторых за толпу чуть-чуть, и... опять делов шляпе."
Интересен фрагмент, где Чистяков упоминает художников, которые посещают его вечерние занятия (вне официальных уроков). В их числе – Врубель, Серов, и так мы узнаём, что эти знаменитые художники тоже обучались «широкому взгляду» у Чистякова:
"Врубель, Серов, Бруни, Матэ, ... по воскресеньям у меня собираются с шести часов вечера и рисуют с натурщика. Учу последнему и самому трудному в технике искусства рисования, - учу связи в фигуре (живой, конечно). Врубель меня радует. Что-то тонкое и строгое в то же время начинает проявляться в его работах. Серов и Бах тоже обещают много хорошего."
А теперь немного о Василии Савинском и его живописи.
Полное имя художника - Василий Евмениевич Савинский; родился в Петербурге 24 марта 1853г. в семье чиновника. Рисовал с детства. Понимая стремление сына, его мама, Мария Васильевна, стала искать учителей для подготовки к поступлению в Академию художеств. Судьба привела к Павлу Петровичу Чистякову. В итоге в 1875 году Савинский был допущен к сдаче экзаменов в Академию, и стал студентом. Свободное время (а оно выдавалось редко, так как учёба требовала много времени и сил) проводил в семье Чистякова.
Уже во время обучения художнику хорошо удавались портреты. (В основном же работа на старших курсах шла над жанровыми картинами).
По окончании Академии, в 1883 году, Савинский выехал за границу, вдохновляться во Франции и Италии работами старых мастеров и работать над картиной религиозной тематики (это был евангельский сюжет "Христос и грешница"), вплоть до 1888 года. Во время т.н. пенсионерства (путешествие финансировалось Академией) и велась его переписка с П.П.Чистяковым. (Именно к эскизу картины "Христос и грешница" относится комментарий Чистякова по поводу композиции, приведёный выше, как фрагмент из переписки; картина осталась незаконченной).
Савинский работал не только маслом; я бы сказала - он даже предпочитал много работать акварелью. Вот некоторые портреты, как раннего периода, так и более поздние:
Портрет дочери Тани написан, как я понимаю, маслом:
Савинский был не только живописцем, но и прекрасным рисовальщиком. К его рисункам я планирую обратиться ещё не раз, рассказывая о теории рисунка, отчасти поэтому и возникла необходимость познакомить с этим художником.
По возвращении из Европы в 1888 году Савинский начал свою преподавательскую деятельность в училище Щтиглица, и вполне успешно, так как обладал талантом педагога. Преподаватель Академии художеств - с 1890 года; он любил свою работу и старался передать ученикам все свои знания (придерживаясь принципов Чистякова). Писали, что он мог сложные вещи передать в простой и доступной форме, так, что ученики даже не замечали, что их учат чему-то сложному.
Видимо, преподавание отнимало много времени и сил у художника, поэтому он создал не так много картин, его наследие невелико (собственно, то же самое произошло и с П.П.Чистяковым).
К сожалению, Савинской больше был практиком, а не теоретиком искусства (в отличие от теоретика Чистякова), поэтому записей, теоретических выкладок не оставил.
Умер 20 февраля 1937 г. в Петербурге, в возрасте 77 лет.
На сегодня всё.😉
P.S. Для новых читателей: основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, поделюсь профессиональными секретами живописи и рисунка. Уроки живописи онлайн для взрослых.