Найти в Дзене
Бруно Всемогущий

Олд Траффорд - стадион, легендарность которого пропорциональна его проблемам.

Оглавление

В феврале Театру Мечты исполнилось 113 лет. За это время стадион претерпел массу изменений, начиная строительством трибун без крыши и стоячими местами, и заканчивая почти полной реконструкцией по периметру. Однако что ждёт дальше великую арену? С чем придётся столкнуться архитекторам, чтобы расширить стадион? Что думают фанаты о театре мечты? Во сколько обойдётся строительство нового стадиона? Ответы на эти вопросы я постараюсь дать в этой статье.

Театр мечты
Театр мечты

Столетняя история

До Олд Траффорд, клуб сменил два стадиона, первый из которых – Норт Роуд. Футбольный клуб "Ньютон Хит" играл на этом стадионе в основном товарищеские матчи. Всё поменялось после вступления команды в футбольную лигу. Скромными финансами клуба стадион расширили, но появилась другая проблема. Манчестерский собор, у которого клуб арендовывал землю для стадиона, повысил плату, а железнодорожное предприятие отказалось компенсировать затраты. После раскола внутри коллектива и отделения команды от железной дороги, клуб приметил новый стадион - Бэнк Роуд. Новый стадион не стал панацеей от всех проблем, почва была каменистой, а во время дождей поле становилось болотистым. К тому же, никто не отменял клубы дыма и шум от близлежащих фабрик. Проблему решил владелец клуба - Джон Энри Дэвис. Он решил, что старый стадион не подходит команде, которая выиграла кубок англии и футбольную лигу.

Норт Роуд - первый стадион бывшего "Ньютон Хит"
Норт Роуд - первый стадион бывшего "Ньютон Хит"

Вложив солидную сумму на строительство нового стадиона, клуб обзавёлся ареной, вмещавшей около 100 000 человек. Была построена южная трибуна, примыкающая практически вплотную к железной дороге и крыша над ней. Остальные места предназначались для просмотра матчей стоя. Цена стадиона дошла до заоблачных 90 000 фунтов, учитывая инфляцию и средний ценник на игрока в районе 1000 фунтов, цена - огромная. Данный факт породил прозвище "Moneybags United" - денежные мешки Юнайтед.

Олд Траффорд в первозданном виде
Олд Траффорд в первозданном виде

"Самая красивая, самая просторная и замечательная арена, которой нет равных во всём мире. Самая настоящая гордость Манчестера!" - заявил владелец клуба. Крыша только над южной трибуной, скошенный прямоугольник и блеклые очертания близлежащей инфраструктуры. Тяжело в этом стадионе найти приметные черты того самого Олд Траффорд. Лишь только угловой фасад, возле южной трибуны, поможет определить тот самый театр мечты. Самые внимательные читатели уже заметили канал и железную дорогу, к которой примыкает южная трибуна. Они впоследствии сыграют свою роль в истории стадиона.

Постепенно, к трибунам начали пристраиваться крыша, ведь английская погода даёт о себе знать. Шли годы, популярность клуба росла, многие элементы нуждались в модернизации. К 1950 году, у стадиона появилась крыша на всех трибунах, кроме восточной. Также, добавилось освещение, чтобы имелась возможность проводить на стадионе еврокубковые матчи, которые игрались вечером.

Тяжело различимый Олд Траффорд
Тяжело различимый Олд Траффорд

Крыша над трибуной - дело естественное, особенно когда речь идёт об английском климате. Однако у зрителей образовалась другая проблема. Дело в том, что опоры мешали обзору матча на трибунах. Тогда руководство клуба задумалось о строительстве опоры по современной, на тот момент, технологии консольной крыши. Уже примерно в 50-х крышу поддерживали внешние опоры, что позволяло убрать колонны и расчистить обзор. Выглядело это следующим образом.

Крыша северной трибуны заметно отличается от остальных
Крыша северной трибуны заметно отличается от остальных

Подобный трюк был проделан и с другими трибунами. Постепенно Олд Траффорд становился всё более и более похожим на свою современную версию. Идея владельцев клуба была в том, чтобы стадион по периметру обзавёлся подобной конструкцией. Технология позволила бы создать на стадионе эффект чаши, который позволяет лучше задерживать гул на стадионе.

Северная и восточная трибуны с современной крышей
Северная и восточная трибуны с современной крышей

Нетронутой оставалась только западная трибуна, которую реконструировали только в начале девяностых. Получилось следующее.

Да будет цвет!
Да будет цвет!

Правление не сидело на месте, и в 1995 году стадион подвергся расширению. Была полностью снесена северная трибуна, а на её месте возвели трёхуровневую новую. Вся работа заняла год, и к Евро-96 стадион смог принимать матчи. Это решение позволило увеличить вместимость арены более чем на 55 000 человек.

Олд Траффорд с новой северной трибуной
Олд Траффорд с новой северной трибуной

Расширение стадиона не прекратилось на этом моменте, к начале нулевых перестройке подверглась сначала восточная, а затем уже и западная трибуна. К ним было добавлено по одному ярусу, что в сумме позволило увеличить вместимость стадиона на 13 000 человек. Это решение позволило сделать Олд Траффорд самым большим стадионом в Англии, на тот момент. Стадион принял в своих стенах финал Лиги Чемпионов 2003 года.

Восточная и западная трибуны после реконструкции
Восточная и западная трибуны после реконструкции

Однако стадион продолжил расти и дальше. В 2006 году произошло обновление северо-восточной и северо-западной трибун, что добавило ещё 8 тысяч посадочных мест. Это стало последним расширением стадиона.

Современный Олд Траффорд
Современный Олд Траффорд

Где возраст, там и проблемы

За более чем вековую историю, стадион сильно изменился как внешне, так и внутренне. Он пережил две мировые войны, пострадав во второй, всячески перестраивался и модернизировался. На нём была сыгранане одна тысяча матчей. Олд Траффорд повидал многое, но это не означает, что проблем со стадионом нет.

Начать стоит с лёгкого, даже маленького, на подобие грызунов. Фотография ниже - 2006 года.

2006 год, матч с Мидлсбро
2006 год, матч с Мидлсбро

Между фотографиями был эпизод с замеченной мышью ещё в 2010 году, в матче с Вест Хэмом. Райан Остин, защитник Вест Хэма, вспоминал кубковый матч на Олд Траффорд следующими словами: "Каждый раз, когда я смотрел на газон, я видел мышь. Их было полно!".
Фото ниже снято в 2015 году. Потребовалось 9 лет для внедрения системы борьбы с грызунами. В этом прослеживается и политика владельцев - решать проблемы по мере поступления, а не превентивно.

Мышь бежит по газону Олд Траффорд, 2015 год
Мышь бежит по газону Олд Траффорд, 2015 год

Далее по списку – крыша. В интернете сохранились подобные фотографии, где видны целые водопады. Первый подобный случай был зафиксирован в 2012 году.

Испания - Марокко, Олимпийские игры 2012
Испания - Марокко, Олимпийские игры 2012

Второй подобный случай - уже в 2019 году, фото сделано за несколько часов до принципиальнейшего противостояния двух самых успешных клубов Манчестера.

25 апреля, 2019 год – перед манчестерским дерби
25 апреля, 2019 год – перед манчестерским дерби

Протекание крыши – вопрос незначительный. Подумать только, создать из этого проблему. Заткнуть или заменить элемент не составит ничего сложного. Но дело в том, сама суть протекающей крыши скорее даже не в конструкции стадиона, а в банальной старости элементов. Стоит отметить, что это лишь мои догадки, основанные на анализе следующего фото:

Консольная крыша состоит из ржавых элементов, фото за 2021 год.
Консольная крыша состоит из ржавых элементов, фото за 2021 год.

Невооруженным взглядом видно, что элементы той самой консольной крыши, которая простыми словами является внешней опорой, – ржавые. Кажется, что многие, увидев данное фото, скажут, что элементы сами по себе не ржавые, лишь местами, и проблема раздувается. Но усталость металла в такой важной составляющей конструкции стадиона, как опора, – очень тревожный красный флаг.

Существует и другая проблема – некотоые элементы тяжело встраивать в инфраструктуру, сохданную десятки или сотни лет назад. Или которые обусловлены историческим подтекстом. Например – местоположение стадиона. Красной и голубой линией обозначкны стороны условных "тисков".лжного внимания уходу и реставрации подобных элементов стадиона.

Фото: Cantona Collars, 18 мая 2021 год
Фото: Cantona Collars, 18 мая 2021 год

Также, особенностью Олд Траффорда является и то, что у стадиона есть проблемы с сетью. Дело в том, что южная трибуна уже давно не менялась, а все трансляции с бровки, во время перерыва и после матчей, ведутся оттуда. Также, именно с южной трибуны происходит вещание основной камеры. Тем и интересен факт, что болельщики и работники СМИ жалуются на плохое соединение на стадионе.

Эта проблема не прошла и мимо игроков. В 2018 году, после вылета из Кубка Лиги от Дерби Каунти по пенальти, у Жозе Моуриньо и Поля Погба случился конфликт. Источником ссоры была свежая фотография в сториз на аккаунте Погба, где он улыбается, и которую увидела публика после финального свистка. На деле же оказалось, что Поль по меньшей мере час назад сделал это фото, которое смогло опубликоваться уже после того, как на телефоне появилась сеть.

Стоит еще вскользь упомянуть отсутствие внятного табло и большого экрана на стадионе, внятного кейтеринга. Оставляет желать лучшего качество вестибюлей, туалеты, длинные коридоры для выхода с трибун и маленькое расстояние между рядами кресел на трибунах, чтобы понять масштаб проблемы. Это мешает комфортному присутствию и просмотру матча на стадионе.

Что изменилось за 17 лет?

"Я долгое время винил Вудворда за клубные проблемы, но Глейзеры всё равно оставили его в должности. Они не могли подобрать нормальный персонал, игроков, они не могут обеспечить уход за стадионом, который требует немалых вложений! Олд Траффорд ржавеет! Им потребуется около миллиарда фунтов на приведение инфраструктуры в порядок или полную реконструкцию стадиона!" – Гари Невилл.

Почему за столько времени Глейзеры не инвестировали в стадион? Неужели они не видели или не замечали проблем? Риторические вопросы. Эти люди не заинтересованы в развитии клуба и конкуренции за высокие места в Европе и Англии. Братьям важно получать дивиденды, и они сделают всё для того, чтобы маркетинговая составляющая работала как часы.

Проблема в том, что Олд Траффорд – и без того сам по себе маркетинговая составляющая. Ежедневно организовываются экскурсии по стадиону и проводятся матчи. Театр мечты – футбольная достопримечательность, которую не обязательно реконструировать или кардинально перестраивать, ведь стадион и так имеет самую высокую среднюю посещаемость в Англии. Ниже приведена статистика по самым посещаемым стадионам Европы, где у Манчестер Юнайтед - безукоризненное лидерство.

По данным The Sun, 28 декабря 2022 года
По данным The Sun, 28 декабря 2022 года

Показатели выше идут вразрез с графиком трат ниже. Это – суммарные вложения, за 10 лет, на инфраструктуру клуба. Видно, что из "большой шестёрки" Англии, меньше "красных дьяволов" тратит на ифраструктуру только Челси. Тоттенхэм явный фаворит, ведь совсем недавно команда обзавелась новым стадионом. Очень заметно, как не жалеют денег на инфраструктуру шейхи из Сити. И это видно не только на примере домашнего стадиона, но и академии, которая сейчас считается лучшей в Англии. Также, стоит отметить Ливерпуль, который обновил трибуну на Энфилде за довольно внушительную суммму.

Swiss Ramble, 2022
Swiss Ramble, 2022

В этом графике непривычно видеть Манчестер Юнайтед на таком высоком месте, учитывая всё вышесказанное. Из кардинальных изменений, пожалуй, стоит отметить лишь обновлённые раздевалки и систему безопасности. Остальное – расходы, которые связаны с состоянием стадиона и его обслуживанием. Никаких кардинальных изменений нет.

К слову, за весь период владения Глейзерами клубом, новыми стадионами обзавелись: Арсенал, Тоттенхэм, Манчестер Сити, Вест Хэм. Ливерпуль провёл успешную реконструкцию главной трибуны, на порядок увеличив вместимость. Соседи красных начали строительство нового стадиона и рассчитывает переехать на него ближе к сезону 2024/25. Из команд топ-6, помимо Манчестер Юнайтед, только у Челси не было проведено кардинальных работ по перестройке стадиона. Также, отдельного упоминания удостоен Уэмбли, самый современный и вместительный стадион Англии. Из европейских команд, новая арена появилась у Атлетико Мадрид, Лейпцига, Ювентуса, а Реал и Барселона планируют провести реконструкцию на своих домашних стадионах.

Архитектурные нюансы

За всю историю существования клуба, стадион всячески менялся и расширялся. Однако остаётся краеугольный камень в данном вопросе. Южная трибуна имени Бобби Чарльтона давно нуждается в расширении, однако, по оценкам правления, работа, связанная с реставрацией и расширением южной трибуны, клуб потратит примерно 845 миллионов евро. Для сравнения, за такую сумму можно построить 3,5 новых стадиона Атлетико Мадрид.

The Big Problem with Manchester United's Stadium (The Athletic video)
The Big Problem with Manchester United's Stadium (The Athletic video)

Одной лишь реконструкции мало. Необходимо проводить полный комплекс работ по реставрации стадиона. Многие элементы требуют должного ухода, некоторые системы, по типу канализации, нуждаются в модернизации, что может обойтись клубу уже в сумму с расчётом на миллиардные вложения. Одновременно с этим, спрос на стадион не убавляется, даже с учётом затяжного пике, после ухода Сэра Алекса. Болельщики продолжают стабильно посещать стадион, среди потенциальных держателей абонементов – огромная очередь. Кажется, что даже если клуб построит 90-100 тысячную арену, то посещаемость только вырастет.

Существует и другая проблема – некотоые элементы тяжело встраивать в инфраструктуру, сохданную десятки или сотни лет назад. Или которые обусловлены историческим подтекстом. Например – местоположение стадиона. Красной и голубой линией обозначены стороны условных "тисков".

Тиски, в которых находится Олд Траффорд, голубая линия – канал, красная – железнодорожные пути
Тиски, в которых находится Олд Траффорд, голубая линия – канал, красная – железнодорожные пути

Начнём с красной линии. Это – железнодорожные пути, к которым примыкает южная трибуна. Именно поэтому, клуб не проводит модернизацию и расширение стадиона в южном направлении. Железная дорога не может быть передвинута, а сообщение по ней не может быть приостановлено для проведения работ. К тому же, для расширения южной трибуны, потребуется не только учесть железнодорожное сообщение, но и выкуп порядка 20 частных домов, для их дальнейшего сноса. Без этого невозможно значительное расширение трибуны, даже с учётом сохранения железнодорожных путей. Необходимо обеспечить как минимум проезд строительной техники.

Южная трибуна и железнодорожные пути
Южная трибуна и железнодорожные пути

Голубая линия – Канал Манчестера, который тоже должен остаться нетронутым, и который так же проходит в непосредственной близости от олд Траффорд, что видно на этой фотографии.

Канал Манчестера и северная трибуна
Канал Манчестера и северная трибуна

Эти особенности местности сильно препятствуют модернизации Олд Траффорд с северной и южной стороны стадиона. По иронии судьбы, эти трибуны являются самыми удобными для просмотра матча. Это создаёт впечатление, что Олд Траффорд крайне тяжело модернизировать. Стадион может оставаться функционирующим и без внесения сильных изменений в конструкцию.

Пространство вокруг стадиона
Пространство вокруг стадиона

Тем и интересен аргумент за строительство нового стадиона неподалёку. Создаётся ощущение, что для нового стадиона достаточно места вблизи старого. Стоит учесть и нужды города, ведь железная дорога примыкает к контейнерным складам, и нет уверенности в том, что власти не пойдут на диалог, отказав в будущем клубу в реализации собственных планов.

Однако, всё возвращается на круги своя, когда дело касается действующих владельцев клуба. Есть имя и огромная фан-база, которая, так или иначе, приносит деньги в бюджет клуба. Также, за счёт зрительского интереса, у клуба подписаны всевозможные спонсорские контракты, а участие в еврокубках и призовые за место в чемпионате компенсируют необходимые расходы. Глейзерам нет смысла тратиться на инфраструктуру, если у них есть желание продать клуб. Траты на увеличение вместимости стадиона, через частичную или полную реконструкцию, выглядят убыточными. Учитывая, что точечный ремонт и уход за стадионом и так составляют довольно внушительный пункт в графе расходов, братьям-владельцам нет смысла раздумывать над инфраструктурой клуба. Тем более, когда даже возможный снос вызывает резонанс и споры. Олд Траффорд будет и дальше существовать со своими проблемами, пока он способен приносить деньги.

Стагнация, снос или реставрация?

«Снести «Олд Траффорд» — это правильный шаг. Лучше построить новую современную арену, чем тратить деньги на уже существующий стадион. Думаю, что «Манчестер Юнайтед» должен иметь один из лучших стадионов в мире, а сейчас клуб отстаёт», — цитирует Гари Невилла Manchester Evening News. Снос стадиона поддерживает человек, всю свою карьеру футболиста проведший в "театре мечты".

Хоть и на первый взгляд, мысль о стносе стадиона кажется дикостью, Олд Траффорд несёт за своим добрым именем целый ворох проблем. Одни решаются, по мере необходимости. Другие кажутся невыполнимы, основываясь на исторических особенностях стадиона или невозможностью архитекторов прошлого предвидеть проблемы настоящего. Третьи кажутся огромной головной болью, учитывая стоимость возможных работ, сравнимую со строительством нового стадиона. Да, это история, но это не Колизей, а действующая арена топ-клуба Англии. И историю можно и нужно запечатлеть.

Но что будет дальше, после прошлого шага? Считаю, что стоит уделить внимание вопросу строительства с чистого листа. Постройка нового театра мечты даст возможность возвести стадион, который будет удобен в посещении, отвечать всем современным стандартам, и самое главное – станет гораздо вместительнее старого Олд Траффорд. Строительство нового даёт возможность лучше продумать элементы, не учитывая уже существующую устаревшую систему, и того списка проблем, решение которых будет дополнительной морокой. Задача создания стадиона с переносом всех памятников, клубного музея и сохранением названий трибун выглядит вполне осуществимой. Это будет инвестиция в будущее и на долгосрочную перспективу.

Протест фанатов у Олд Траффорд
Протест фанатов у Олд Траффорд

Олд Траффорд остаётся быть великой футбольной достопримечательностью. Фанаты могут быть как сторонниками реконструкции, так и за сохранения памятника футбола. Но в одном будет убеждён любой болельщик Манчестер Юнайтед – за 17 лет владения клубом, о стадионе можно было позаботиться куда лучше, чем это делают Глейзеры. Значительных изменений стоит ждать уже с приходом новых владельцев.