Посетители галереи Тейт знали: следующая выставка может оказаться шокирующей. В шорт-лист премии Тернера всегда попадали неоднозначные работы. Но они точно не были готовы к тому, что увидели в одном из залов.
Объект, который располагался там, не напоминал привычное искусство. Это была простая кровать с мятым постельным, разбросанными полотенцами, ношенным нижним бельем и использованными презервативами. На простынях остались желтые разводы, а внизу стояли бутылки из-под алкоголя.
В такой обстановке кто-то прожил несколько несчастливых дней своей жизни. А затем подумал: «Это же искусство!» — и попал в избранный список арт-премии. Этим кем-то стала Трейси Эмин — скандальная художница группы Young British Artists. И в будущей инсталляции она действительно провела неделю депрессии.
Первые шаги
Слава провокаторов пришла к «Молодым британским художникам» за десять лет до того, как Трейси Эмин создала «Мою кровать». Тогда студенты Голдсмитского колледжа во главе с Дэмьеном Херстом провели выставку Freeze. Они не только эпатировали толпу, но и завоевали сердце рекламиста и коллекционера Чарльза Саатчи. С тех пор он стал покровителем безбашенных мастеров.
«Эти ребята очень перспективные», — решил Саатчи после знакомства с художниками. И стал не только выставлять их в своей галерее, но и активно промоутировать. Чарльз знал толк в пиаре: ему принадлежало одно из самых успешных рекламных агентств в мире. Вскоре о его подопечных заговорил весь мир. Как Саатчи добился этого?
Сначала он придумал объединить талантливых юношей и девушек под одним брендом. Чарльз назвал их «Молодыми британскими художниками» — и неважно, что между этими мастерами было мало общего. Затем он обеспечил им поддержку СМИ и мощную рекламу. В конце концов, Саатчи поспособствовал выставке Young British Artists в Королевской академии под названием «Сенсация». А также ее гастролям по другим странам.
И Чарльз Саатчи, и художники были готовы к скандалам. Но с «Сенсацией» они вышли на международный уровень.
Скандал на выставке в Тейт
Акула в формальдегиде, модель головы из крови художника, портрет убийцы детей из детских же ладошек — эти работы и привлекали, и отталкивали зрителей. Настолько, что власти Австралии отказались проводить у себя выставку «Сенсация»: мол, слишком это все спорно.
Одним из самых обсуждаемых объектов в экспозиции стала… палатка. Да, обычная туристическая палатка, внутри которой были написаны имена реальных людей. А снаружи красовались цифры «1863 − 1995». Это была работа Трейси Эмин под названием «Все, с кем я спала». Что так возмутило публику?
Трейси перечислила в палатке не только сексуальных партнеров, но и родных — в том числе, неродившихся детей. Зрители сочли это неприличным, но они не учли контекст. Художница не говорила о сексе. Она отдавала дань всем близким людям: тем, с кем лежала в обнимку или валялась в постели.
Эта работа была архетипической для «Молодых британских художников»: интимная, беспощадно искренняя, рассуждающая на табуированные темы. Мы все думаем о сексе и смерти, но не каждый отваживается произнести вслух запретные вещи. Young British Artists осмеливаются на это. И их смелость доходит до эксбиционизма.
Эмин — отчаянная, как и другие молодые британцы. Но есть то, что отличает художницу от ее коллег.
Восторг критиков и отвращение публики
Трейси не боится говорить о личном опыте, демонстрировать телесность и превращать повседневность в искусство. Если Марсель Дюшан придавал реди-мейдам новый смысл, то предметы из жизни Эмин остаются самими собой. Кровать, на которой художница лежала целую неделю — не исключение.
Карьера Трейси началась с того, что она пережила выкидыш. В состоянии депрессии художница уничтожила все свои картины. А затем придумала выставку «Моя главная ретроспектива». Что видел посетитель, когда приходил на нее? Фотографии уже несуществующих произведений. Вещи из разных периодов жизни Эмин. Пачку сигарет, которую ее отец держал в руке во время автокатастрофы.
Критики были в восторге: «Женский опыт наконец-то понятен обществу! Личное стало публичным! Невидимое — значимым!» С тех пор подобными фразами пестрели большинство рецензий на работы Трейси Эмин. А художница продолжала удивлять зрителей.
Она выходила замуж за камень, создавала работы в стиле неоновых надписей, делала коллажи и аппликации. Но ни одно ее произведение не стало более знаменитым, чем «Моя кровать». Почему?
Здесь Трейси Эмин еще более явно, чем когда-либо, говорила о женском опыте. В газетах писали: «Эта работа сломала много табу в плане трактовки женской телесности, сексуальности, стыда». Посетители выставки эмоционально реагировали на «Мою кровать»: кто-то восхищался, кто-то смеялся, а кто-то считал ее мерзкой. Среди тех, кого зацепил арт-объект, был Чарльз Саатчи.
Коллекционер купил кровать за 150 тысяч фунтов. И он определенно знал, что делает: спустя 15 лет Чарльз перепродал работу на аукционе Christie’s за 2,5 миллиона фунтов. Удивительно, но кто-то действительно захотел владеть настолько необычным произведением искусства.
Дальнейшая карьера
С тех пор, как Трейси Эмин создала «Мою кровать», с ней случилось многое. Она провела выставки в разных странах, победила рак, стала членом Королевской Академии художеств и командором ордена Британской империи. Депрессия Трейси осталась в прошлом. Только «Моя кровать» напоминает о темных временах, которые пережила художница.
Когда мы смотрим на эту работу, то испытываем те же чувства, что когда-то Эмин: отвращение, опустошение и горечь. Для нас она — возможность прикоснуться к опыту мастера. Этот же шанс давали зрителю художники прошлого: от Рембрандта до Мунка. Вот ниточка, которая протянута от эпохи Возрождения: она роднит Трейси Эмин с ее предшественниками и делает «Мою кровать» произведением искусства.