БЕССОННАЯ НОЧЬ (ч.1): НЕИМОВЕРНЫЕ СТРАДАНИЯ
БЕССОННАЯ НОЧЬ (ч.2): ДЬЯВОЛЬСКИЙ КРЕСТ
БЕССОННАЯ НОЧЬ (ч.3): ЛОЖНОЕ ОБВИНЕНИЕ
Христос еще не закончил говорить, а в сад уже вваливалась толпа народу, может быть, не одна сотня людей (Мф. 26:47; Мк. 14:43; Лк. 22:47). Впереди разъяренной толпы шел Иуда.
Если другие ученики и поспали немного в ту ночь, то Иуде спать было некогда. Чтобы выполнить договор, заключенный с синедрионом, он должен был привести их к Господу (см. Деян. 1:16). Не исключено, что сначала они побывали в горнице. В конце концов Иуда привел врагов Христа на Елеонскую гору — к тому месту, где Иисус часто собирался с апостолами (Ин. 18:2).
Иуда шел в окружении “множества народа” — посланных “от первосвященников и старейшин народных” (Мф. 26:47; Ин. 18:3), то есть синедриона. Среди пришедших были “от книжников” и “начальники храма” (Мк. 14:43; Лк. 22:52). Последние были начальниками охраны храма, находившимися на содержании синедриона. Пожалуй, самым удивительным было то, что с толпой прибыла большая группа римских солдат. Очевидно, синедрион обратился к римлянам с просьбой помочь с арестом Иисуса. Согласно Иоанну, арест производили “воины и тысяченачальник” — когорта римских солдат во главе с их командиром (Ин. 18:12; см. ст. 3). В римскую когорту обычно входило около шестисот солдат. Вряд ли для поимки Иисуса была прислана вся когорта, но в свете сообщения Матфея о “множестве народа”, пришедшем в сад (Мф. 26:47), можно предположить, что несколько сотен легионеров там присутствовало. Воины и все остальные пришли “с оружием” — “с мечами и кольями” (Ин. 18:3; Мф. 26:47, 55; Мк. 14:43, 48; Лк. 22:52).
Зачем для ареста одного человека нужно было посылать так много людей? Может быть, их предупредили, что “этого Человека невозможно было схватить” (см. Ин. 7:30, 44; 10:39). Без сомнения, они были наслышаны о Его способности творить чудеса; возможно, им даже сказали, что Он мог словом иссушить смоковницу (см. Мф. 21:19). Какова бы ни была причина, зрелище было нелепым: сотни вооруженных людей пришли, чтобы схватить Того, кто никогда никому не причинил вреда, кто учил Своих последователей подставлять другую щеку (Мф. 5:39).
Иуда заранее сообщил им условный знак, по которому толпа сможет опознать Иисуса: он поприветствует Господа, как ученик приветствует своего учителя, — поцелуем в щеку (Мф. 26:48; Мк. 14:44). Но Христос избавил его от необходимости проявлять такое двуличие. Он спросил: “Кого ищете?” (Ин. 18:4). Когда Ему ответили: “Иисуса Назорея”, Он безбоязненно сказал им: “Это Я” (Ин. 18:5).
Когда Он произнес эти слова, пришедшие арестовать Его “отступили назад и пали на землю” (Ин. 18:6). Возможно, заставила их отпрянуть божественная сила Господа. Более вероятно, они испугались Его божественного присутствия. Г. Холл Тодд пишет: “Находясь рядом с Ним, они чувствовали страх, стыд и неуверенность. Белый свет Его чистоты заронил в их души чувство вины... Они думали поймать Его, а вместо этого поймались сами”.
Христу пришлось напомнить им о цели их прихода. Он снова спросил: “Кого ищете?” Они повторили: “Иисуса Назорея” (Ин. 18:7). Иисус сказал: “Я сказал вам, что это Я” (Ин. 18:8). Затем, указывая на одиннадцать учеников, добавил: “...если Меня ищете, оставьте их, пусть идут” (Ин. 18:8). Он мог не беспокоиться о собственной безопасности, но Его заботило благополучие Его учеников.
Поскольку Господь дважды назвал Себя, в условном знаке Иуды уже не было надобности, — но бывший ученик был полон решимости отработать свои деньги. Он, “подойдя к Иисусу, сказал: «Радуйся, Равви!» И поцеловал Его” (Мф. 26:49). Христос с грустью спросил: “Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?” (Лк. 22:48). А затем добавил: “Друг, для чего ты пришел?” (Мф. 26:50). Слово “друг” употреблено с иронией. Иисус очень хотел, чтобы Иуда был Ему другом, но тот отверг Его дружбу.
Толпа, вероятно, с опасением следила, как Иуда подходил к Иисусу: что сделает Чудотворец? Однако когда с Иудой ничего дурного не произошло, к ним вернулось самообладание. Они подошли “и возложили руки на Иисуса” “и связали Его” (Мф. 26:50; Ин. 18:12). С этого момента и до самой смерти руки Иисуса уже редко будут свободными: они будут либо связаны веревками, либо прибиты гвоздями к кресту (Мк. 15:1; Ин. 18:12; 20:25).
Незадолго до этого ученики Иисуса заявляли о своей готовности умереть вместе с Ним (Мк. 14:31). Теперь они почувствовали, что пришла пора выполнять это обещание (Лк. 22:49). Петр вынул меч “и ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо” (Ин. 18:10). Апостол, видимо, хотел отрубить слуге голову, но тот уклонился. Кто-то пошутил: “Для фехтовальщика Петр был хорошим рыбаком”.
Действовать надо было быстро, чтобы не допустить резни. Земля в саду могла обагриться кровью Петра и других апостолов. Господь крикнул Петру: “Оставьте, довольно”; “Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут” (Лк. 22:51; Мф. 26:52). В духовных битвах не сражаются физическим оружием (2 Кор. 10:3, 4; см. Ин. 18:36). У Петра были благие намерения, но он применил не то оружие, не вовремя, с неправильной целью и из неверных побуждений.
У Иисуса было более мощное средство защиты (если бы она была нужна), чем меч Петра. Он сказал Петру: “Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?” (Мф. 26:53). Полный легион составляли шесть тысяч солдат. Семидесяти двух тысяч ангелов было бы более чем достаточно, чтобы рассеять те несколько сотен, которые пришли Его арестовать! В сущности, хватило бы даже одного ангела.
Кто-то высказал мысль, что Христос назвал число двенадцать, потому что вместе с Ним и одиннадцатью апостолами их было двенадцать: по одному легиону на каждого. Скорее, это число просто говорило об огромной силе. Господь еще раз дал понять: никто не властен лишить Его жизни; только Он Сам по собственной доброй воле может отдать ее (Ин. 10:17, 18; см. Гал. 2:20). Иисус еще раз подчеркнул, что Его смерть была исполнением Писания (Мф. 26:54, 56).
Упрекнув Петра, Иисус протянул связанные руки, коснулся уха раненного им раба и “исцелил его” (Лк. 22:51). Своим действием Он разрядил взрывоопасную ситуацию. Это исцеление было последним чудом, сотворенным Господом перед смертью.
Затем Христос повернулся к толпе: “Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы” (Лк. 22:52, 53). Последние слова Иисуса означают: “Пришло время вашего торжества — час, когда силы тьмы, как вам кажется, одержали победу”. В Современном Переводе читаем: “Но это ваш час — настала власть тьмы”.
Теперь и ученикам Иисуса стало ясно, что физической битвы не будет. Расстроенные, подавленные и сбитые с толку, они бросили Христа и бежали — как Он и предсказывал (Мф. 26:56; см. ст. 31). Позже Петр и Иоанн вернулись и “издали” последовали за толпой (Мф. 26:58; Мк. 14:54; Лк. 22:54; см. Ин. 18:15); но ни о какой поддержке Христа не могло быть и речи. (Конечно, Он не остался совсем один, так как с Ним был Его Отец [Ин. 16:32]).
В повествовании Марка добавлен необычный эпизод, связанный с юношей в покрывале или ночной рубашке, который вывернулся от пытавшихся схватить его воинов и убежал нагим (Мк. 14:51, 52). Может, таким образом Марк хотел засвидетельствовать истинность своего рассказа; возможно, он намекал, что сам присутствовал там и знает, как все было. Может быть, этим Марк в сущности хотел сказать: “Не судите учеников слишком строго. Будь вы на их месте, вы бы тоже убежали. Я-то знаю, потому что сам сбежал”.