Богатое и многообразное внутреннее убранство храмов – неотъемлемая часть православной традиции.
Так, храмы и церкви наполнены различными изображениями: фрески на стенах, сводах и под куполом, изображения на воротах и дверях, отдельные иконы и конечно же иконостас.
Все это так или иначе связано с Евангельской историей, событиями, праздниками, святыми и святителями, пророками и первосвященниками, мучениками, архангелами и прочими персонажами христианской культуры.
Однако в некоторых монастырях и храмах в Греции и других балканских странах, а также в России, на фресках можно наблюдать фигуры и лица, на первый взгляд никак не связанные с библейскими историями и христианской традицией.
Это античные философы: Платон, Сократ, Аристотель, Диоген, Фалес Милетский и другие. Загвоздка в том, что все они жили до Новой Эры, то есть до прихода Иисуса Христа.
Как эти персонажи появились в церковной иконографии?
Считается, что в христианском миропонимании античные мудрецы стремились к познанию Бога и истины, а потому могли, возможно неосознанно, делать пророчества о пришествии Христа на Землю. На многих изображениях мыслители держат свитки с цитатами из своих сочинений, в которых христианская традиция усматривает подобные пророчества.
Кроме того, проповедники раннего христианства ссылались на изречения античных философов как на согласующиеся с христианскими истинами и ценностями.
Вероятнее всего, раннехристианская церковь в период своего становления хотела таким образом «пропиариться» за счёт известных философов, убеждая противников веры и сомневающихся в том, что античная мудрость есть предтеча христианской мысли.
Известны даже отдельные изображения, на которых древние мыслители наделены нимбами, что приравнивает их к православным святым.
Традиция изображения дохристианских философов в храмах наиболее распространена в Греции, и не только потому, что многие античные мыслители были греками.
И в древнегреческой традиции, и в православном понимании важен образ человека как демонстрация его бытия. Другими словами, если какая-то фигура упоминается, то её обязательно нужно изобразить.
Дальнейшему же распространению иконографии философов способствовали взаимодействие восточно-христианской и западно-христианской культур, а также популярность античных мудрецов в книжных традициях разных стран.
В России иконография древних философов проявилась не где-нибудь, а в самом Благовещенском соборе Московского Кремля
Первые достоверные письменные упоминания о соборе относятся к концу XIV века. После этого момента он не раз полностью перестраивался и был расписан в 1508 году. Достоверно неизвестно, были ли философы впервые изображены при этой росписи, или ещё ранее.
В ответ на вопрос о том, по каким причинам древних мудрецов начали писать в русских храмах, в частности в Благовещенском соборе, у официальной истории также есть лишь предположения. Вероятно, эта идея исходила от первых митрополитов Руси, которые по происхождению были греками.
Одно ясно в любом случае: древние мудрецы были изображены в Благовещенском соборе как знак уважения к великой греческой культуре, давшей миру мыслителей, которых церковь почитает предтечами христианства.