Несколько подписчиков уже спросили меня, почему для своего нового гравийного велосипеда я выбрал дисковые механические тормоза, ведь гидравлика лучше (ссылка). Действительно, у гидравлических тормозов множество приверженцев, не согласных ни на что другое.
Слышал мнение, что лучше даже выбрать ободные тормоза, чем дисковую механику. Сам я это мнение не разделяю – с ободными тормозами намучился (о чём уже писал ранее). А вот дисковые механические тормоза стоят на моём Triban 520 и они, в целом, меня устраивают. Хотя признаюсь, настоящей гидравликой никогда пользоваться не приходилось (гибридные гидро-механические, вероятно, не в счёт).
Ответ на вопрос из заголовка лежит в финансовой сфере. Технические особенности данных типов тормозных, их надёжность и эффективность оставлю за рамками данной заметки, буду рассматривать только стоимость. Гравийный велосипед на гидравлике стал бы существенно дороже.
Тут сказывается важная особенность гравийных велосипедов. На них ставят руль-баран, соответственно нужны особые тормозные рукоятки, совмещённые с механизмом управления переключением скоростей – поэтому их и называют комбо-шифтерами, дуал-контроли, чтобы подчеркнуть их двойное назначение.
На велосипедах с прямым рулём (например, горных), такой проблемы нет. Манетки и тормозные рукоятки – это отдельные устройства, которые можно подбирать независимо друг от друга. Это даёт высокую степень свободы при подборе компонентов велосипеда и последующем апгрейде. Не понравились, допустим, тормозные ручки – можно поменять на другие, не трогая трансмиссию, поэтому такая замена не будет слишком затратной.
На гравийнике и шоссере же приходится одновременно определяться с типом тормозов и трансмиссией. Можно будет, в последствии, поменять саму тормозную машинку (калипер), но вот перейти с механических на гидравлические тормоза уже не выйдет. Ну, как минимум, за приемлемые деньги – ведь придётся заменить и дуал-контроли, а это может, в свою очередь, повлечь необходимость смены и самого переключателя (производителя внимательно следят, чтобы компоненты одной группы/фирмы не подходили к другой).
Теперь вернёмся к моему велосипеду. Я хотел систему 1х11: ведущая звезда одна, а сзади – кассета с 11-ю звёздами (большая звезда – 42 зуба). Выбрал один из самых популярных и имеющих массу положительных отзывов группсет Sensah SRX Pro. Комплект – переклюк и оба дуал-контроля можно купить за 9тр. Но эти дуалы совместимы только с механическими тормозами!
А какие ещё можно взять гравийные группсеты 1х11? LTWOO GR9 – он ещё дешевле – 6,5тр. И тоже для механики.
Так же приплюсуем стоимость пары тормозных калиперов, для крепления Flat Mount. Будет считать не самые дешёвые Tektro C550. Их цена – около 7тр. Пара тросов и рубашки – пусть будет 1тр.
Итого, весь комплект (дуалы, калиперы, задний переклюк, тросы-рубашки) от Sensah для гравийника 1х11 с дисковой механики обойдётся в 17тр. Если денег в обрез, можно взять LTWOO и каллиперы NUTT S6T – выйдет менее10тр!
Теперь приценимся, сколько будет стоить такой же комплект, но на гидравлике. У Shimano – гидравлика 1x11 идёт, начиная с GRX 600. Смотрим дуалы ST-RX600-R, BL-RX600-L, переклюк RD-RX812.
Калиперы идут в комплекте. В сумме получилось 55тр, без учёта доставки!
Ну, и конечно, нужно посмотреть, что предлагает компания SRAM. У них есть подходящий группсет Apex1 в гидравлическом исполнении (SB-APX-HRD-A1, DB-APX-A1, RD-APX-1-A1). Эти компоненты на AliExpress не нашёл. Поэтому, возьмём цены с официального сайта. Не знаю, можно ли сейчас оттуда что-то заказать с территории РФ, но пренебрежём этим.
Получилось 688 ойро! По курсу в 85р. это около 58тр.
Как видите, сборка гравийника на гидравлических тормозах обойдётся существенно дороже, чем на механических. Минимум на 40тр. Получается, при всём желании, собрать гравийник дешевле 100тр на гидравлических тормозах невозможно. Цены я указываю на апрель 23г. и именно для 1х11. Если собирать, скажем, на трансмиссии, 1х10 или 2х9, то разница будет другой, но, в любом случае, механика останется более бюджетным вариантом. Впрочем, стоит ли переплачивать за гидравлику - решать вам, для себя же я решил, что нет.
Дополнение от апреля 24г.
На момент написания данной заметки весной 23 года в ассортименте китайских производителей второго эшелона не было гидравлических гравийных группсетов. Поэтому мне пришлось указать цены на соответствующее оборудование от Shimano и SRAM.
Но ситуация изменилась. Китайцы выпустили недорогие гидравлические аналоги, например, SENSAH SRX PRO G11 HRD.
Поэтому сейчас разница в цене, между гревелами с гидравлическими и механическими тормозами, хоть и останется - но будет уже не такой существенной. Возможно, всего тысяч десять.
Так что если бы я собирал гравийник сейчас, возможно, остановился бы на гидравлике.