Найти тему

Одна из причин плохой работы дисковых тормозов

С тех пор, как 3 года назад купил велосипед с дисковыми тормозами, стал адептом этой технологии. Нет, я не утверждаю, что ободными тормозами невозможно пользоваться – в конце концов на них катали более ста лет и особо не парились. Свою функцию они выполняют, просто дисковые мне понравились больше – прежде всего удобством обслуживания и долговечностью колодок. Когда буду выбирать новый велосипед – он точно будет на дисках.

Но у дисковых тормозов есть свои особенности, с которыми мне пришлось столкнуться на собственном опыте. Об одной из них хочу вам рассказать. Вряд ли это будет полезно продвинутым веланам, а вот новичкам – вполне возможно.

Итак, начиная с какого-то момента заметил, что велосипед стал хуже тормозить передним колесом. Причём, в моменты торможения, появилось цоканье, синхронизированное со скоростью вращения колеса: чем выше скорость, тем чаще цокает. И это же цоканье отдавалось в тормозные ручки – менялось усилие на них; соответственно стало сложно дозировать силу торможения.

Первое что я сделал – поменял колодки, хотя старые были ещё «живы». Стало чуть лучше, но прерывистость торможения никуда не исчезла.

Далее изменил толщину ротора – 1,86мм, что вполне в пределах нормы. В чём же дело? С плохо работающими тормозами ездить не комильфо.

Изменил толщину ротора тщательнее – оказалось, что с одной стороны он 1,8мм, а с противоположной уже 1,59мм. И в этой неравномерности толщины, очевидно, и была причина цоканья. Ведь получалось, что ротор был зажат колодками только в толстом месте, а далее происходило проскальзывание над тонким. Естественно, это влияло и на качество торможения.

Замена ротора на новый решило вопрос. Торможение стало, как и должно быть, плавным, легко контролируемым силой нажатия на тормозные рукоятки.

Отмечу, что в заметках, посвящённых тормозным роторам, которые я читал, не встречал упоминания о проблеме неравномерного их стачивания. Везде лишь указывалась толщина, при которой ротор требуется менять. Интересно почему вообще роторы сточились неравномерно? Я думаю, объяснению этому эффекту следует искать в каких-то сложных кинематически-динамических моделях навроде той из-за которых песчаное дно водоёма покрывается циклическим узором.

песок на дне водоёма укладывается в виде определённых структур...
песок на дне водоёма укладывается в виде определённых структур...

Поэтому я рекомендую при контроле состояния тормозного ротора, производить измерения толщины в разных местах. И заменять его, если обнаружилась значительная разница, даже если минимально рекомендованная производителем толщина ещё не достигнута (обычно это 1,5мм).

Для этого лучше обзавестись штангенциркулем. Это достаточно полезная вещь для велосипедиста. Как минимум, кроме проверки состояния ротора, его ещё можно использовать для проверки износа цепи – и сделать это более точно, чем цепеметром.