Если вы начнёте систематически смотреть нуар-фильмы 1930-40-ых гг.,вы обязательно задумаетесь о том,как могло жить и существовать это роскошное и лощёное общество не только без смартфонов и интернета,но и без домашнего телевидения ВООБЩЕ.Все интерьеры,локации,архитектура и гардеробы той прекрасной эпохи просто ретро-монументальны,каждый исполнитель 1-го и 2-го плана практически гений игры,и концентратор заданного типажа,а ошибки же с фальшью просто не может быть.Это именно тот мир,который стал полностью обветшалым и устаревшим уже к концу 1960-ых,а в тот период был олицетворением прочного комфорта и стабильности.Лаконичность и жанровая чистота нуар фильмов просто поражают.Нуар 1935-52-го гг.-это мощнейшая проработка любой как статичной ,так и динамичной сцены,любого ракурса персонажа и даже его тени.Каждый второй нуарный фильм это образцово-показательный уровень киномастерства, и технического профессионализма высшего порядка.Понятия"спецэффектов"практически нет,они единичны или несущественны,а весь визуальный ряд,даже в самых оживлённых кульминациях, построен на безупречно отшлифованной операторке и опыте специалистов экранного искусства.В нуар фильмах НИКОГДА не бывает ходульной игры и картонных сюжетов,напротив все концепции там построены безупречно,так же как проработаны и населяющие их герои.В картинах тех лет и близко не было тех средств,которыми обладают сегодняшние студии,и кинематограф той эпохи добивался достоверности и убедительности только за счёт громадного опыта как тех кто производил продукцию,так,ещё важнее, и тех,кто её принимал.
1) "БОЛЬШИЕ ЧАСЫ" 1948.Классический нуар 40-ых,с вязким и густым сюжетом,обилием персонажей и сюжетных поворотов.И,самое главное,с поистине роскошной коренной атмосферой конца 40-ых,которую лишь с большим трудом удавалось повторить отдельным позднейшим режиссёрам. Негодяй босс убивает любовницу и пытается подставить другого,но заканчивает падением в шахту лифта.Вся мода,весь антураж и все перипетии офисной жизни 40-ых продемонстрированы здесь в полном объёме,и их можно здорово сравнить с не особо изменившейся картиной 80-90-ых,когда без "офисного пространства"не обходился почти ни один голливудский фильм.;
2) "НОЧНОЙ КОШМАР" 1941.Залихватский импресарио,ради хохмы,за пару суток превращает случайную официантку в начинающую кинозвезду,введя её в самую гущу светской тусовки,но с плохим продолжением и финалом.Очень закрученный фильм для тех кто напрасно считает ретро картины примитивными и любит долгий навороченный сюжет.В этой ленте вы увидите все мелочи жизни начала 40-ых,вплоть до моды и круглосуточных кинотеатров. Криминальная история о кратком взлёте "золушки",со столь же быстрым падением и подозрением всех против всех.Фильм ценен ещё и тем,что его снял именно тот мастер буквально следующей работой которого стала феноменальная "Серенада солнечной долины"с самым лучшим джазом в истории.;
3) "ВНЕ ПОДОЗРЕНИЙ" 1947. Блестящий нуар с просто отменным визуальным рядом,роскошным сюжетом и закадровым тестом.Всё великолепие второй половины 40-ых и все оттенки моды,и интерьеров представлены в этом фильме,воочию демонстрируя,насколько 1940-е солидней и тяжеловесней 1920-30-ых.Один из начальных вариантов детективов о том,как радиоведущий (далее телеведущий и т.д.)сам превращается в преступника,на почве своих же криминальных программ.В фильме мы видим жизнь богемы той поры и все "чудеса техники"1947-го года,от записей разговоров на виниле,до мощной погони на авто тех лет.Муж одной из жертв начинает тайное расследование и с помощью другой пострадавшей выводит убийцу-ведущего на чистую воду.;
4) "ТАМ ,ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ТРОТУАР" 1950.Жёсткий крутой полицейский нуар о правдорубе-инспекторе постоянно заходящем,в борьбе за правду,за границы дозволенного.Сильно и качественно сделанный фильм,с отличной концепцией и игрой,с эталонным для жанра визуальным рядом и линией сюжета.И Америкой 1950-го с в два раза меньшим населением ,чем сейчас и верой в "светлое капиталистическое будущее".Как и Советский Союз был "законсервирован"на 30 лет с 1960-го по 90-й годы,так и послевоенные США полностью закончились уже ровно через 20 ,к концу 60-ых,перейдя в сферу неверия и наплевательства всех на всё.;
5) "НАСАЖДАЮЩИЙ ЗАКОН" 1951.Культовый детектив с Х.Богартом в главной роли.Фильм отличается очень забойным и интригующим началом,продолжаясь
развитием канонической детективной истории,с необходимыми кульминациями и арками персонажей до самого финала.И опять борец за правду и порядок докапывается до самого дна проблемы.Классный нуар,в концовке которого вы забудете,что это 51-й,а не ,допустим,91-й год.;
6) "711 ОУШЕН ДРАЙВ" 1950.Просто прекрасный криминальный фильм с Э.О`Брайеном в главной роли,сразу же после великого"Мёртв по прибытии" 1949-го.Работник телефонной компании влезает в букмекерские махинации, используя профессиональные навыки,для отслеживания и передачи данных(!).И беспардонно забираясь на место мафиозного босса,убитого в случайной разборке.8 млрд.долл.через руки букмекеров в США и это официальная информация в этом фильме,и это только 1950-й год!Сильный,беспросветный фильм о вконец заигравшемся персонаже,с грубым финалом в виде гибели,после бегства в никуда.;
И далее у нас идут целых пять абсолютно культовых нуар фильмов,предельно ясно демонстрирующих как нужно снимать настоящее кино,и как должен дебютировать истинный большой исполнитель.Все пятеро лицедеев классно сыгравших главные отрицательные роли в данных лентах,полностью обеспечили себе всю дальнейшую карьеру в кинематографе.
7) "М" 1931. И начинаем в хронологическом порядке с выдающейся ленты великого режиссёра,от которого нельзя было ждать иного уровня после "Метрополиса".Всю карьеру Ланг был первейшим из гениев,именно он создавал основы киноискусства и каждый его фильм является шедевром в своём роде.Этот фильм доказывает,что кинематограф вечен и для настоящего мастера никогда не было ограничений временем или техническими возможностями. Когда кто-то будет смотреть "М" впервые,то будет потрясён визуальным рядом и неразрешимой дилеммой,что именно поставить на первое место-скульптурное искусство режиссёра или непередаваемо инфернальную игру Питера Лори. Невероятно сильная история о повторяющемся ужасном,равная по мощи и шедевральности абсолютному большинству общепризнанных тематических шедевров,от "Экзорциста" до "Молчания ягнят",а в "Кошмаре на ул.Вязов" вообще использована считалочка из этого фильма.Вечный образец темпоритма, кастинга,операторской работы и раскрытия сюжета.Тот кто впервые откроет для себя этот признанный шедевр киноискусства точно не поверит ,что это снято почти 100 лет назад,а не специально"под ретро"вчера,и лишь феноменальные механические игрушки в магазине 1931-го г.докажут обратное. Сильнейший триллер из цикла "о маньяках",превосходящий слегка похожий на него "Лифт на эшафот"ровно во столько раз,сколько между этими фильмами лет.";
8) "МАЛЕНЬКИЙ ЦЕЗАРЬ" 1931.Один из первейших качественных фильмов "о мафии"с прекрасной обстановкой и игрой.И опять сильнейший актёрский дебют и один из первейших значимых примеров использования явно комичного типажа в большой отрицательной роли,для создания резонирующего когнитивного диссонанса(что было в ...цатый раз впоследствии использовано Дж.Пеши в "Казино"и"Славных парнях").Этот же фильм в очередной раз демонстрирует стандартность построения качественного кино и универсальные рабочие схемы применяющиеся всегда.Каноническая концепция и приёмы кино работают всегда и эта лента не исключение.Всё построение картины просто идеально,все герои раскрыты полностью,сцены и диалоги великолепно отчеканены.Очень сильно и хорошо сделанная картина определившая почти всю матрицу"гангстерского"кино на последующие десятилетия.И ещё раз приведём фразу Сталлоне из"Роки-6":"Люди не изменились-только одежда другая".Звёздная роль Э.Робинсона обеспечившая ему всё дальнейшее творчество.;
9) "ЛИЦО СО ШРАМОМ" 1932.Классный криминальный фильм 1932-го(!!!)года и сравните его с подобными картинами 70-80-ых,попробовав найти большие отличия.Фильм чрезвычайно интересно смотреть ПОСЛЕ "Scarface" 1983-го.И если в фильме 83-го Пачино играет героя с порванной душой и выходца из низов,то в ленте 32-го Муни воплощает дебильного громилу,забравшегося не туда и не понимающего что творит.В обоих фильмах море стрельбы и бандитизма.На "позиции Пфайфер"в ленте 32-го была более горячая и доступная красавица 20-ых годов,Пачино картинно гибнет в эпической битве с колумбийцами,а герой Муни коряво издыхает окружённый полицией,линия же с сестрой в обоих лентах выдержана просто"один в один".В ленте 83-го Аль Пачино сыграл поднявшегося со дна эмигранта,а в ленте 32-го Пол Муни осатаневшего хулигана-отморозка из подворотни,забравшегося на высоту для которой нет ни грамма разума.Оба героя 32-го и 83-го гг.не вызывают ни малейшей симпатии и сочувствия,так как мертвы изнутри-это безмозглые животные со звериными инстинктами получившие закономерный итог.;
10) "ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ" 1947. Вечная классика нуара и образец картинной игры двух главных героев,вошедший во все учебники кинематографии. Завязка, концепция,проработка сюжетной линии и персонажей-все здесь на очень большой высоте,а роль Уидмарка в роли демонического"Удо"это вообще нечто особенное.Великолепно и глубоко рассказанная криминальная история, запоминающаяся от первой до последней минуты,почти как в лентах Тарантино. Уидмарк специально сработал по принципу"так безумно переиграно,что стало хорошо"и этим обеспечил себе ВСЮ последующую карьеру и фильмографию. Особо следует обратить внимание на начало фильма,в котором (особенно если "раскрасить")вы не поймёте,что это не 1987-й,а 1947-й год.;
11) "ПОРТ НЬЮ-ЙОРКА" 1949. Просто чудесный фильм в стиле знаменитого "Обнажённого города".Наркотрафик уже в 49-м и первая роль Ю.Бриннера в которой он играет на уровне матёрого мэтра.Великолепно показан Нью-Йорк 49-го с его транспортом и авто.Вот этим и интересен классический американский нуар 40-ых в сравнении с советскими милицейскими фильмами 70-ых,которые оказываются так похожи.Весь смысл этому в том,что в конце 40-ых население США составляло 150 млн.чел.и впереди были "счастливые дни развитого капитализма и предпринимательства",а через 20 лет,во "Французском связном"и всегда позднее,полная безнадёга и неверие.И вынужденное тупое разгребание авгиевых конюшен ради зарплаты,и никаких перспектив впереди. Как точно также в советском криминальном кино 60-70-ых-сначала вера в воспитание и развитой социализм,а затем двойная мораль и жизнь ,и полная капитуляция перед цеховиками и реалиями действительности в 80-е.Крупная серия псевдодокументальных нуар фильмов 40-ых,поражает качеством съёмок и панорамных локаций,глубиной сюжета и игры,и почти не отличается от подобных же картин 60-70-ых,кроме мелких деталей и несущественных спецэффектов.;
12) "ПРОИСШЕСТВИЕ НА САУТ-СТРИТ" 1953.И заканчиваем мы статью малоизвестным фильмом с тем же Уидмарком,в котором тот наиболее близко сработал в стиле так прославившего его типажа из вышеупомянутой ленты. Фильм про "коммунистических" шпионов и карманного вора вдруг ставшего работать на правительство.И опять же он интересен не содержанием,а съёмками и локациями,обстановкой,архитектурой и классной игрой.
В старых советских и американских фильмах 1940-60-ых гг.в ярко выраженной форме бросается в глаза то,что вся тогдашняя городская архитектура очевидно была создана под в 2-3 раза меньшее население,чем те людские массы,которые нахлынули с середины 70-ых.Просматривая старый нуар 1940-ых вы будете удивлены схожестью той жизни с сегодняшней,с точки зрения проблем и типажей.Это был мир рассчитанный на то количество населения,которое было тогда,но превратившийся в пародию на самоё себя под грузом новых толп и проблем,затопивших всё к 80-ым,с ещё большим увеличением темпа жизни и мобильности по планете. Нуар 1940-ых по настоящему поразит вас качеством операторской работы, достоверностью и убедительностью до уровня "псевдодокументалистики",безупречной игрой и кастингом типажей.Почти все детективы и триллеры прошлого века могут считаться уже устаревшими в связи с полным отсутствием видеонаблюдения,ставшего тотальным сегодня.Вся хитрая дедукция,мозговая мощь и громадный опыт прежних"Шерлок Холмсов"стали совершенно бесполезны в сегодняшнем паноптикуме круглосуточных видеокамер,любого качества и количества,легко отсеивающих правых от виноватых по принципу попадания в объектив.Нью-Йорк 1940-ых очень похож на Москву 1970-ых.Это ещё не та помойка в которую он превратился с 70-го.И если в американских криминальных фильмах 1940-60-ых гг.чётко прослеживается тенденция на воспитательность и построение "правильного капиталистического общества",то после знаменитого 68-го буйным цветом пошло наплевательство и равнодушие как в "перестроечном кино",и сравните пожалуйста верящих в дело инспекторов из "Обнажённого города"48-го или "Преступного пути"49-го с заезженными жизнью персонажами из "Форт Апачи. Бронкс"81-го.Наш тематический список будет неполон,если не упомянуть замечательные малоизвестные картины"Убийца запугавший Нью-Йорк"50-го г.,"Лицо под маской"41-го г. и,только что упомянутый,"Преступный путь"49-го года,где половину сцен легко можно было бы переставить в какой-нибудь триллер 1990-ых.Смотрите нуар 1940-ых и оттачивайте на нём своё чувство вкуса,как на могучем шлифовальном камне киноискусства.
Обязательно прочитайте мою прошлую статью "Гимн нуару"!