Римская республика после убийства Цезаря погрузилась в глубокий политический кризис. То и дело, возникали многочисленные центры силы, претендовавшие на управление республикой, бившейся в конвульсиях. Наиболее авторитетным игрокам удавалось сохранить свои капиталы и головы тогда, когда мелкие рыбешки были съедены неудержимым карнавалом политических интриг.
В процессе борьбы за власть в Риме выделились две группировки: сторонники Цезаря и сторонники республики, причем, в некоторых случаях, одно не исключало другого. Сенат был укомплектован центристами, чьи интересы не выходили дальше знаменитого выражения: "Моя хата с краю, ничего не знаю". Главным ориентиром Сената стало сохранение статуса кво и своей доминирующей роли в римских внутриполитических делах.
В рядах сторонников почившего диктатора до определенного времени существовал раскол, вызванный борьбой за первенство между Марком Антонием и Октавианом Августом. Причем, сенаторам удалось спровоцировать открытое военное столкновение между ними (об этом есть отдельная статья на канале). Лишь после осознания беспочвенности враждебных действий, политики объединились и выступали единым фронтом, пригласив в свой союз Лепида. Таким образом оформился Второй триумвират.
Что до республиканцев, так здесь вообще получилась очень интересная ситуация. Брут и Кассий, исполнив свой заговор, не смогли заручиться достаточной поддержкой в Риме для укрепления собственных позиций. Ахиллесовой пятой их "прекрасной Римской республики будущего" стала сама демократическая идея. Противопоставив себя убитому диктатору, Брут и Кассий оказались скованы необходимостью следовать республиканским идеалам. Соответственно, все решения должны предварительно обсуждаться и приниматься большинством голосов. Вот только проблема состояла в том, что большинство сенаторов было центристами и ни о каких решительных мерах не могло идти и речи.
Убийцы Цезаря не нашли ничего лучше, как бежать из столицы, опасаясь за свою жизнь. Это стало их второй ошибкой. Находясь в Риме, Брут и Кассий могли, пусть и опосредованно, но повлиять на вектор политического развития Рима. Они попросту оставили республику биться в конвульсиях дальше, отправившись собирать войско в Грецию. Вполне возможно, ребята вовремя смекнули, что без военной поддержки им не установить истинных демократических порядков.
Находясь за морем, Брут и Кассий пытались поддерживать связь с Сенатом, но в их отсутствие сенаторы смекнули, что прибытие "демократических" сил из Греции ничего хорошего не сулит, поэтому старались держаться на расстоянии, в надежде самостоятельно прижучить ярых цезарианцев дипломатическими методами. Прознав об этом, заговорщики, не раздумывая, прервали свои сношения с сенаторами. Это была третья ошибка, так как безупречный марш Октавиана на Рим базировался на отсутствии вменяемого сопротивления со стороны. Если бы Брут и Кассий проявили меньшую принципиальность по отношению к Сенату, они могли бы прибыть со своими легионами в столицу и отразить вторжение цезарианцев, вписав себя в римскую историю как герои-освободители.
Даже после взятия Рима войсками Октавиана, республиканцы не спешили выдвигаться, предпочитая дождаться врага в Греции. Четвертая ошибка. Не сказать, чтобы у цезарианцев дела шли очень хорошо после взятия столицы. Они отчаянно нуждались в деньгах для сбора войск. Как-никак, солдатики, дорогая роскошь, а история с проскрипциями наплодила триумвирам немало врагов в Риме.
И, наконец, когда цезарианцы собрались с силами, они переправились через море и высадились в Греции. На протяжении всех приготовлений Октавиана и Марка Антония, им никто не противодействовал. И это пятая, заключительная ошибка. Мощный флот республиканцев из-за нерешительности не стал препятствовать переправе противников, а войска на суше не подготовились должным образом к обороне, дав цезарианцам время для выхода на стратегический простор.
В итоге, Брут и Кассий упустили все возможности для завершения противостояния в свою пользу. Нерешительность, как известно, ни к чему хорошему не приводит. Отсутствие потенциала к активным действиям – вечный порок демократических систем. И здесь лишь два пути: надеяться, что все само как-нибудь рассосется или же силой отстаивать свои идеалы, рискуя самим стать тем злом, против которого они боролись.
Если интересно подробнее изучить других персонажей, рекомендую почитать цикл публикаций про Марка Юния Брута.
Следующая серия:
Предыдущая серия:
Самая первая серия:
Если вам понравился формат и подача, подписывайтесь на канал. Я здесь постоянно.
С любовью и уважением, Автор