Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Микеле Плачидо

«Два дня подряд мне посчастливилось встречаться в Москве с героем нашумевшего итальянского телесериала «Спрут» — комиссаром Коррадо Каттани, который наконец «вышел из образа» (съемки телесериала «Спрут-3» уже заканчиваются) и вновь стал добрым, мягким, интеллигентным, даже чуть флегматичным Микеле Плачидо — новой «звездой» итальянского кино и телевидения.

Первая встреча, на которой «присутствовали» миллионы советских телезрителей, произошла во Дворце спорта в Лужниках, где Плачидо участвовал в телемосте «Рим и Москва с песней о мире»—совместном концерте итальянских и советских артистов, сбор от которого решено передать в Советский фонд мира.

Плачидо говорил о самом дорогом, что подарила ему роль Каттани, — о неожиданном для него успехе в Советском Союзе, о давней любви к нашему народу, нашей культуре. Чтобы поддерживать творческий накал во время долгой работы над образом Каттани, я читал романы Достоевского, сказал актер, - Достоевский был моим другом во время всего периода съемок: ведь в его героях, так же как и в душе Каттани, идет борьба добра и зла; они живут и действуют во имя любви к людям. Своей глубиной, серьезностью выступление Плачидо, казалось, звучало некоторым диссонансом веселой атмосфере эстрадного концерта, но по мысли оно точно соответствовало его гуманной цели. Впрочем, минуту спустя Плачидо и его жена —известная актриса Джулиана Де Сио (мы видели ее недавно в фильме «Сто дней в Палермо») пустились в озорной русский перепляс. Вторая встреча состоялась на следующий день в Союзе кинематографистов СССР.

Творческий взлет Плачидо — конец 70-х — начало 80-х годов, и несмотря на то, что снимается он уже десяток лет, чередуя работу в кино с театром, его имени еще не найти в киносправочниках.

Поэтому первым делом — «анкетные данные»: родился в 1946 году в селении на Юге Италии, в области Апулия, учился в школе при местном монастыре, военную службу проходил в рядах полиции (впоследствии этот опыт пригодился при создании образов как полицейских, так и людей мафии). Затем — три года учебы в Академии драматического искусства в Риме, и с тех пор непрерывная работа на театральной сцене, в кино, а затем и на телевидении.

Впервые советские кинозрители увидели Плачидо в комедии режиссера Марио Моничелли «Народный роман» (1974). Помните молоденького полицейского Джованни, честного, простодушного парня, этакого наивного обольстителя, полюбившего юную Винченцину (Орнелла Мути)? Сходную роль сыграл он и в комедии Луиджи Коменчини «Боже, как низко я пала!».

Роли привлекательных парней «из народа» Плачидо исполнял и в других лентах — этот образ грозил стать штампом.

Переломным годом в его творческой биографии стал год 1979, когда он получил приз на фестивале в Западном Берлине за исполнение заглавной роли южноитальянского крестьянина в психологической драме «Эрнесто» (реж. Сальваторе Сампери), а затем получил приглашение режиссера Карло Лидзани.

В знакомом нашим зрителям фильме «Фонтамара», экранизации социального романа писателя Иньяцио Силоне из жизни итальянской деревни во времена фашизма, Плачидо сыграл Берардо. Крестьянский самородок, человек огромной физической и нравственной силы, возглавляет борьбу односельчан против притеснений и нищеты.

Тогда же Микеле снялся в главной роли в мрачноватой психологической драме «Луг», поставленной братьями Тавиани. Его Энцо — молодой агроном, разочарованный и испуганный реальной действительностью. Однако его поддерживает живущая в нем любовь к земле.

Не менее психологически сложна была и роль в фильме Марко Беллоккио «Прыжок в пустоту» (1980), где он играл с прославленными французскими актерами Мишелем Пикколи и Анук Эме.

В очень красивом постановочном фильме «Крылья голубки», экранизации романа Генри Джеймса (реж. Бенуа Жако, 1982), действие которого происходит в Венеции, Плачидо тоже играл с иностранными знаменитостями.

Но, на наш взгляд, куда интереснее была актерская работа в фильме Лючано Одоризио «Шопен»: он вылепил сложный характер современного интеллектуала-музыканта. Главную женскую роль играла Джулиана Де Сио.

Диапазон творчества Плачидо, как мы видим, весьма широк — в те же годы он снимался и во многих чисто развлекательных лентах вроде «Забавных историй» (1979), показанных у нас на одном из фестивалей.

Решающее значение, говорил Плачидо в Москве, имела для него встреча с режиссером Дамиано Дамиани, ставшим его «крестным отцом», хотя многому научился он в кино и у Лидзани, и у братьев Тавиани. и у Беллоккио. Но именно благодаря Дамиани Плачидо продолжил начатую в «Фонтамаре» линию, ставшую главным стержнем всего его творчества, — линию политического кинематографа.

— Дамиани,— говорит Плачидо,— по характеру своему человек агрессивный, энергичный, ему я обязан тем, что он научил меня, когда это надо для роли, отбрасывать мою мягкотелость, добродушие, рефлексию и становиться решительным, жестким, даже злым. Чтобы «разбудить» меня, «разозлить», сделать настоящим профессионалом, умеющим глубоко чувствовать и передавать любые душевные состояния, этому режиссеру, по- отечески любящему своих актеров, приходилось меня чуть ли не колотить... И вот в фильме Дамиани «Человек на коленях» (1979) я воплотил отвратительный персонаж Платамоне.

Действительно, Платамоне — образ страшный и жалкий одновременно. Куда девалось обаяние Плачидо! Это наемный убийца, типично сицилийский «киллер», с неотвратимостью судьбы повсюду следующий за своей жертвой.

Совсем в ином духе —другой столь же жуткий портрет из галереи отрицательных героев, созданных Плачидо у Дамиани, Марио в фильме «Связной из пиццерии» (1985) — убийца, прибывший в Италию из Нью-Йорка, гангстер американской выучки, безжалостный и циничный, не останавливающийся перед тем. чтобы впутать в свои кровавые преступления родного брата.

Микеле Плачидо, фамилия которого, пожалуй, соответствует его природному темпераменту («плачидо» — по-итальянски «тихий, спокойный»), сумел создать в фильмах Дамиани динамичные образы людей действия. Но каждый из них наделен сложной психологией и характером, не похож на привычные, расхожие персонажи.

Подобно другому актеру политического кино Италии — Джану Мария Волонте. преемником которого, нам кажется, можно назвать Плачидо, он с одинаковой убедительностью воплощает героев и негативных — наемников мафии, и тех, кто призван бороться с ними и с их покровителями.

Но прежде чем говорить о комиссаре Каттани из «Спрута», хотя бы коротко остановимся на роли, сыгранной Плачидо в промежутке между съемками у Дамиани.

В фильме другого крупнейшего представителя прогрессивного кино Италии, Франческо Рози, «Три брата» (1981), созданном по мотивам рассказа А. Платонова «Третий сын», Плачидо сыграл младшего — Николу. Это молодой туринский рабочий, мятущийся и в личной жизни, и в политической борьбе, слишком нетерпеливый, экспансивный и поэтому рискующий скатиться к экстремизму, к отрицанию организованной борьбы. Никола внутренне очень несчастен, одинок. Образ этот — большая актерская удача Плачидо.

И вот потрясающий успех в роли полицейского комиссара Коррадо Каттани в двух шестисерийных телесериалах «Спрут» — первом, поставленном Дамиани и уже нам знакомом: и во втором, поставленном Флорестано Ванчини, который мы увидим в этом году.

Неподкупный, мужественный, человечный комиссар Каттани снискал заслуженную любовь телезрителей не только в Италии, где «Спрут» смотрел каждый второй итальянец. но и далеко за ее пределами.

Успех «Спрута» и у нас был большим и приятным сюрпризом для Плачидо. Для Италии это остроразоблачительное политическое и вместе с тем столь увлекательное произведение имело немалое значение: Плачидо подчеркивает, что «Спрут» открыл новые перспективы для итальянского политического фильма, опыт и достижения которого ныне использует телевидение.

Во второй части «Спрута» мы увидим, как Коррадо Каттани удалось внедриться в «верхние этажи» мафии уже в Риме прикинувшись побежденным, он поведет борьбу за очищение своей страны от этой скверны. «Каттани принес в жертву свою дочь и жену, — говорит Плачидо, — надо уметь жертвовать многим, чтобы добиться высоких целей. Я думаю, это относится не только к моему персонажу полицейского: дело идет об извечной борьбе между добром и злом, которая всегда была содержанием искусства».

Сейчас подошли к концу съемки третьей части «Спрута», которую ставит режиссер Луиджи Перелли. Автор сценария прежний — кинодраматург Эннио Де Кончини. А в главной женской роли мы увидим Джулиану Де Сио. Действие будет происходить уже в Милане — щупальца спрута опутали не только Юг, не только столицу, но и финансово-промышленный Север.

— Когда актер приближается к сорока годам,— говорит Микеле, — он должен решить: или он останется исполнителем характерных ролей, или должен браться за главные, нельзя же всю жизнь оставаться «молодым актером»... «Спрут» придал мне уверенности в себе, показал, что я могу справиться и с такой сложной историей.

— А каковы планы на будущее?

— Мне угрожает «Спрут-4» — уже есть проект продолжить «сериал сериалов». Но мне бы хотелось, — говорит Плачидо, — немного поиграть в театре, вернуться к пьесам моего любимого автора Луиджи Пиранделло, а потом «выйти» в европейское кино. Мечтал бы сниматься в советских фильмах, а конкретное желание — сыграть одного из братьев Карамазовых — Достоевский всегда остается «моим» автором.

— Кого же из братьев?

— Ну, это уже дело режиссера...» (Богемский Г. Встречи с комиссаром Каттани // Советский экран. 1987. 2: 20-21).