Здравствуйте, уважаемые читатели! У многих книжных героев есть реальные прототипы. Кто-то из авторов списывает персонажа с себя, кто-то создаёт сборный образ, беря внешность от одного человека, а характер - от другого, а кто-то в своих произведениях увековечивает друзей или знакомых.
Остап Бендер
Основным прототипом Бендера считается Осип Шор. Родился он на Украине в 1899 году, в 1917 отправился в Петроград учиться в Технологическом институте. Во время учёбы подделал документы и всем рассказывал, что его отец - турецкоподданный. Через два года Осип бросил учёбу и отправился в Одессу. Денег у Шора не было и, чтобы их раздобыть, он ввязывался в различные авантюры: представлялся то известным шахматным гроссмейстером, то художником.
В Одессе Осип устроился работать в уголовный розыск и стал бороться с бандитизмом. Скорее всего, именно отсюда взялось почтение Бендера к уголовному кодексу. Из многочисленных передряг Шор всегда умудрялся выходить с помощью наглости и фантазии.
Осип носил светлую одежду, белую кепку и длинный шарф - мечтал поехать в Бразилию.
После выхода "12 стульев" в свет, Шор пришёл к Ильфу и Петрову и потребовал авторских отчислений. Авторы объяснили, что Остап Бендер - образ собирательный. Осип ответил, что пошутил, однако попросил главного героя воскресить.
В возрасте 80 лет Осип Шор работал проводником поезда "Москва-Ташкент".
Глеб Жеглов и Владимир Шарапов
Прототипом Владимира Шарапова стал муровец Владимир Арапов. Он не собирался связывать свою жизнь со службой в милиции, но судьба распорядилась иначе. Во время Великой Отечественной войны Арапов состоял в отряде содействия милиции - Осодмиле. В 1945 году Владимир пришёл работать в 37 отделение милиции, а в 1951 - перешёл в МУР. В 1963 году Арапов стал начальником отдела по раскрытию убийств, грабежей и разбоев.
С Аркадием Вайнером Арапов познакомился там же, в МУРе. Позже Вайнер рассказывал, что не уставал восхищаться мужественной силой, исходящей от этого человека, его умом, опытом, энергичностью.
Наиболее известные дела Арапова - "взятие" банды Митина и поимка Владимира Ионесяна по кличке "Мосгаз".
Внешне Владимир походил на Шарапова, а вот характером был больше похож на Жеглова, поэтому считается, что Вайнеры воплотили образ Арапова в обоих героях.
Однако насчёт прототипа Жеглова есть ещё одна версия. Георгий Вайнер вспоминал, что у них был товарищ по фамилии Жеглов, начальник ОБХСС одного из районов Москвы: хороший оперативник, но взяточник. В конце концов он попался, но через некоторое время его отпустили за недоказанностью.
Карабас-Барабас
Автор сказки про Буратино, писатель Алексей Толстой, хотел перевести итальянский аналог "Приключения Пиноккио" на русский язык, но по ходу работы так увлёкся, что сочинил почти другую историю.
Знающие люди без труда увидели в некоторых персонажах "Буратино" сходство с известными творческими деятелями того времени.
Директора кукольного театра, деспотичного Карабаса-Барабаса, Толстой списал с режиссёра Всеволода Мейерхольда, театр которого не признавал. Многие считали, что у Мейерхольда был тяжёлый характер, а к актёрам он относился как к куклам.
Режиссёр носил длинный шарф, концы которого прятал в карманы - а у Карабаса была длинная борода.
Шерлок Холмс
Основным прототипом знаменитого сыщика стал преподаватель Конан Дойла, врач Джозеф Белл. Он призывал студентов использовать дедуктивные методы и показывал это на собственном примере: приводил в аудиторию незнакомых людей, и по их внешности определял биографию, род занятий, привычки, а в некоторых случаях даже ставил диагноз.
Даже внешне Холмс похож на белла: тот был высоким, сухощавым и курил трубку. В своей автобиографии Дойл писал, что часто вспоминает своего учителя, его пытливый ум, интуицию и невероятное умение анализировать детали. Если бы тот стал сыщиком, наверняка превратил бы своё занятие в точную науку.
После выхода в свет рассказов о Холмсе, Белл писал Дойлу, что если бы он стал не врачом, то, возможно, связал бы свою жизнь именно с расследованиями преступлений.
Доктор Хаус
Есть мнение, что прототипом Доктора Хауса был Шерлок Холмс. Как и Холмс, Грегори Хаус использует методы дедукции при постановке диагноза.
Автор сериала Дэвид Шор как-то сказал, что при создании образа Хауса действительно использовал образ Холмса, но всего лишь в некторой степени. Косвенно в фильме упоминается и Джозеф Белл: как-то раз его книгу "Руководство по хирургическим операциям" Доктору Хаусу дарит друг.
Но основным прототипом Хауса считается врач Томас Болти, живущий в Нью-Йорке. Его считают настоящим детективом в области медицины.
Болти - владелец собственной частной клиники. Все пациенты, приходящие в клинику, заполняют подробную многостраничную анкету, в которой, кроме вопросов о болезни, встречаются и другие: хобби, предпочтения, путешествия в другие страны, бытовые нюансы. Тщательное изучение ответов помогает более точно диагностировать заболевание.
Карлсон
Многие считают, что Астрид Линдгрен списывала Карлсона с лётчика Германа Геринга.
Геринг какое-то время жил в Швеции, где устраивал различные авиашоу, на одном из которых они с Линдгрен и познакомились. Харизматичный, невысокого роста - он довольно точно подходил под описание "мужчина в полном расцвете сил". В зрелом возрасте Геринг отрастил живот, тем самым стал походить на Карлсона ещё больше. Кстати, моторчик персонажа мог быть намёком на профессию Геринга.
Ещё одним доводом в пользу этой версии являлась приверженность Линдгрен к партии Геринга, хотя этот факт не доказан.
Дочь Линдгрен всячески открещивается от слухов и утверждает, что её мать никогда не была знакома с тем мужчиной, а образ Карлсона родился абсолютно спонтанно.
Несмотря ни на что, версия продолжает существовать.
Вот какой рассеянный
Маршак и не скрывал, что списывал героя своего стихотворения с профессора Ивана Каблукова - члена Академии наук СССР.
Каблуков был непрактичным, рассеянным, и часто путал буквы в словах. Например, на вопрос, что он будет пить, чай или кофе, просил "кошечку чаю", а вместо "химия и физика" сказать "химика и физия". В конце лекции говорил студентам, что в следующий раз им надо явиться "не во вторницу, а в пятник, ой, то есть не так: в пятник, а не во вторницу!"
Изначально стих Маршака начинался по-другому:
"В Ленинграде проживает Иван Каблуков,
сам себя он называет Каблук Иванов",
но потом поэт его изменил. Позже Маршак говорил, что при написании "Рассеянного" имел в виду неподражаемого Ивана Алексеевича Каблукова, однако Каблуков был не единственным прототипом. Образ персонажа - собирательный.
Каблуков догадался о прообразе Рассеянного сам, когда прочитал стихотворение. Как-то он встретил брата Маршака, в шутку пригрозил тому пальцем и сказал: "Ваш брат, конечно же, метил в меня!"
На сегодня у меня всё, до скорой встречи! Мой сайт: Kinotravel.ru
А если вы интересуетесь криминальной тематикой, заходите сюда: