В моей практике я активно использую метафорические ассоциативные карты. И часто они приходят мне на помощь не только в формате индивидуальной терапии клиента, но и в случае, когда "нет запроса" или даже не стоит задача "копать глубоко", а скорее познакомить с методом, дать возможность раскрыться участникам группы.
Когда я использую метафорические карты для "разогрева":
- в женских кругах или нетворкинг встречах, где нужно оригинально и необычно презентовать себя или получить идею-подсказку.
- в тематических тренингах в организациях. Когда нужно раскрыть тему, а все мысли участников резко улетели из головы и группа не активна.
- в тимбилдинге. Когда коллективу нужно стать ближе друг к другу, но при этом не пробираться в души друг к другу и не раскрывать личное и интимное.
- в путешествиях с группами. Осознанный вечер после осмотра достопримечательностей с ненавязчивым исследованием себя.
- вечеринки/дни рождения. Когда состав гостей достаточно осознан для психологических развлечений, но в то же время не готов переживать катарсис от осознания детской травмы.
- когда карты выступают в роли сопровождающего инструмента: практики нейрографики, встречи по телесной терапии, творческие мастер-классы
Думаю идея понятна? Метафорические карты это не только психотерапию. Конечно, несмотря на безопасный "вход" в практику клиент и участники практики с МАК получают большие и порой удивительные открытия в себе. Но тем и интереснее и приятнее результат. когда он неожиданный!
В этой подборке не будет банальных приёмов:
"Вытащи карту и расскажи, о чём подумал..."
Креативность - лучший помощник в успешной практике!
А теперь, к моим любимым техникам и упражнениям!
всего их будет 5.
1. "Счастливый Фотоальбом"
Для этой практики подойдут МАК с портретами людей или персонажами (напр. Анима, Мерлин, ОНА, InnerActiv Cards)
Участникам озвучивается такая легенда: представьте. что к нам попал Фотоальбом Счастливых людей. Каждому из вас сейчас достанется по одной "фотографии"=метафорической карте (вытягиваем ВЗакрытую).
Каждый герой счастлив по своему: кто-то счастлив только миг. а кто-то живёт так постоянно, по кому-то так с первого взгляда и не скажешь, а от кого-то так и веет счастьем на километр!
Ваша задача рассмотреть в каждом его личное счастье и предположить, что ему помогла прийти к этому счастью.
Ведущему рекомендую начать круг. чтобы подать пример. Примерные вопросы, которые помогут "раскрыть" историю персонажа:
- Кто он? Сколько ему лет? Чем он занимается в жизни? Кто его окружает? Как он проводит своё свободное время? Какие значимые события были в его жизни? Почему именно его фотография оказалась в этом альбоме? Как он узнал, что счастлив? Кто или что помогают ему чувствовать счастье?
* иллюстрации из набора InnerActiv Cards
Самое главное: ответить на вопросы "В чём его счастье?" и "Что помогает герою счастье почувствовать?"
2. "Нескончаемая история"
Ведущий группы задаёт какую-то тему, начало истории, это может быть формат отстранённой истории/сказки или конкретного сюжета по теме. если у вас тематический тренинг (можно заранее для этого подготовить сюжетную метафорическую карту).
Остальным участникам даётся задание: вытаскивать из сюжетной колоды метафорических карт по одной карточке и продолжать историю, но при этом оставлять в конце не законченное предложение
(ипользую МАК: ОНА, Про тебя, Терапия счастьем, Habitat, Источник и тп.,но лучше ресурсного типа)
Для того чтобы история не становилась формальной стыковкой одного сюжета МАК под другой, помогайте участникам задавая дополнительные вопросы, после первичного описания:
"Что чувствуют герои?",
"Что ещё можно рассказать о этой карте, чтобы она стала сюжетом для журналистов?";
"Если бы вы были писателем-фантастом/драматургом/комиком, то что бы вы добавили в эту картинку?";
"Представьте, что эти картинки трейлер к ооочень интересному фильму, что может происходить дальше, если сюжет вдруг оживает?"
Пример:
Однажды семья решила отправиться в путешествие, они решили сделать его необычным и спонтанным, поэтому не стали собирать с собой никаких вещей и отправились налегке, да ещё и куда глаза глядят, и по пути....
Они стали с удивлением замечать, что даже вдоль обычной дороги открывается много красивых видов, а в какой-то момент и вовсе свернули в незнакомый поворот. потому что папа начал капризничать что голодный и решили поискать кафе или гостеприимных хозяев, они свернули с главной дороги и.....
Увидели пустой дом у обочины во дворе которого было невероятное множество фонариков. Это не простое место подумала мама, тут живут волшебники, подумала дочка, как же я хочу есть! всё думал папа. Они притормозили и стали обсуждать: стоит ли им заходить в пустующий дом на обочине просёлочной дороги. Мама беспокоилась и предлагала не заходить в чужой дом без спроса, девочка изнывала от любопытства, а папа от голода и тогда они решили....
Ну и так далее! ))
(Кстати, вы можете потренироваться даже с этими картинками, как мы знаем ассоциации на МАК у каждого свои и, возможно у вас получиться совершенно другая история!)
История может продолжаться по кругу, а может и закончится на перовм круге. Цель этого упражнения расшевелить креативность участников, дать возможность пофантазировать и запустить творческий процесс мышления.
* В этом примере использованы карты из набора "Источник"
3. "Тренируем интуицию и узнаём друг друга"
Предложите всем участникам выбрать из набора карт с портретами один, который им кажется наилучшим образом отражает какое-то хорошее их качество/сильную сторону (это может быть буквальный сюжет или метафоричный). Карточки выбирают молча, без комментариев.
После того как карты выбраны, каждый участник по очереди показывает свою картинку группе, а другие участники должны предположить: какое сильное или хорошее качество участник задумал, выбирая эту карту?
Лучше когда есть возможность высказываться каждому, тогда происходит очень приятный обмен комплиментами + участники учатся замечать особенности и достоинства друг-друга
Потренируйте свою интуицию и опишите достоинства и сильные стороны героини, которую выбрала я.
* Карточка из набора "Про тебя"
4. "Игра: Слова и образы"
Каждый участник выбирает 1 или 2 карточки из сюжетной колоды и придумывает по 1 слову для каждой карточки, записывает слова для себя, а карточки возвращаются в общую кучу и перемешиваются.
После, каждый по очереди называет свои слова, а остальным участникам нужно найти соответствующую иллюстрацию. Мнения могут расходиться, я обычно предлагаю выбирать голосованием и оставлять карту, набравшую наибольшее количество "голосов".
Очень важно при обсуждении аргументировать: почему вам кажется, что именно эта карта подходит для этого слова?
Для азарта и интереса можно ввести правило: за каждое верно угаданное совпадение слова и картинки участник получает по 1 баллу и в итоге, набравший наибольшее количество баллов объявляется победителем.
Угадайте, какая картинка для меня связана со словом "ПСИХОТЕРАПИЯ" (1-2-3 слева направо)
* это карты из набора "Анима"
5. "Какой кошмар - какая прелесть" или "Это хорошо и это плохо"
Это упражнение отлично знакомит с картами, а ещё помогает тренировать навык рефрейминга - рассматривать ситуации под различным углом и находить полутона и не однозначность в происходящем.
Ведущий выбирает 1 карту и описывает основную тему сюжета (тема потом принципиально не меняется, это важно)
Далее карта передаётся участникам и задача по очереди рассказывать про одну и ту же карту "то что здесь происходит, это хорошо, потому что....", а следующий участник продолжает "а это на самом деле плохо, потому что...", следующий снова хорошо, следующий "плохо".
Так по одной карточке мы находим до 15 разных вариантов хорошо и плохо. Участники начинают внимательнее рассматривать карточку, находить детали, а не только смотреть на основной сюжет, включают уровень символизма и метафоры.
А еще, очень часто, увлекаясь рассказом про сюжет карточки, забываются и начинают раскрываться, говоря о себе и своих жизненных стратегиях, установках и убеждениях.
После такого "разогрева" и ведущему и участникам становиться намного проще и понятнее видеть друг друга.
Для примера вам сюжет. Пусть суть истории в том, что эти двое друзья и решили они вместе сходить пообедать. Это хорошо, потому что.... И это плохо, потому что...
Попробуйте порассуждать. Интереснее, когда вы именно чередуете плюсы и минусы ситуации.
* Картинка из набора Ресурсы и Силы
На этом сегодня пожалуй всё.
Благодарю за внимание!
Пишите в комментариях, как вам эти упражнения?
Может быть попробуете и напишите, что получилось на практике.
А может быть у вас есть свои любимые техники для работы с группами, буду рада обмену опытом.
Успешной вам практики!
Автор: Макеева Анна Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru