Продолжаем представлять обзоры книжных новинок по темам военно-морской истории, боевым кораблям и вооружениям. Отмечу, что это делается для систематизации собственной библиотеки, а не для рекламы продукции, нас не связывают деловые отношения ни с авторами (кроме как знакомство с некоторыми), ни с продавцами и издательствами. Все книги приобретены за личные средства, для личного пользования. Представляю только те книги, которые лично удалось купить для себя: "чего не имею - о том не говорю, здесь". Начал я с конца 2019-начала 2020 годов. И главное - я не рекламирую эти книги, ваше дело покупать их или нет, и это делается не для виджетов.
Как то так получилось, но среди книг, отложенных для обзора "новинок", оказалась "незамеченной" книга 2021 года, которая конечно от этого не стала менее новой или менее интересной, как мне кажется. Этой книгой стала еще очередная книга восстановленной (возрожденной) серии "Боевые корабли мира"/"Сборник статей и документов" (СПБ, 2021) с выходными данными: "Бронепалубные крейсера США. Часть 1. 1888-1921 г. "Атланта", "Бостон", "Чикаго", "Ньюарк", "Чарльстон" и "Балтимора" (Сборник статей и документов).- СПб.: 2021.- 132 с. с иллюстрациями. Мною эта книга была приобретена, у ее издателя В.В.Арбузова, цену точно не помню, кому интересно - можете поискать по прайсам, чтобы не скатиться до банальной рекламы.Желающие ее могут заказать на Озоне (1468 рулей) или на "Моркниге" (1600 рублей), может еще где есть - выбирайте, ищите.
Надо отметить - вполне ожидаемая книга, когда после книг по французским и английским крейсерам, а главное после книги про американские броненосные крейсера должна была появиться книга и про бронепалубные крейсера. И в своих ожиданиях я не ошибся. Книга само по себе уникальная, так как про все перечисленные единицы в отечественной литературе за почти 150 лет с момента постройки этих кораблей так и не вышло ни одной более-менее "серьезной книги". В лучшем случае об этих крейсерах можно было почитать в общих обзорах про американское "крейсеростроение", или найти их в справочниках. Этим и поддерживается интерес к этим вполне заурядным, но интересным кораблям (по крайней мере для меня).
Может кому то покажется, что мои эмоции слишком восторженнные, но это так, для меня это подарок - книга по трем американским крейсерам данного класса, которые наши историки-писатели старались не замечать. Причем наверное с первых строк про эти корабли, которые я прочитал еще в 80-е годы прошлого столетия в журнале "Моделист-конструктор" и его серии "Морская коллекция", где впервые упомянули, например, крейсер "Балтимор" или все таки "Балтимора"? С тех времен много прочитано, но так и не получилось встретить что то более-менее подробное и увлекательное. Правда, и в этой книге про "Балтимору" не так уж и много, но хоть что-то.
Но вернемся к книге. Как уже было видно из названия и фотографии страницы с оглавлением, это сборник и книга посвящена только шести американским крейсерам (перечень - выше), причем два из этих шести были однотипными ("Атланта" и "Бостон") . Если проанализировать содержание, то все же больше всего по объему материалов уделено крейсеру "Чикаго", на втором месте - "Ньюарк", все остальные - на третьем месте. Правда тут надо быть осторожным для тех кто любит точность в данных, в выходных данных книги ошибка (как и в случае с американскими броненосными крейсерами) - вместо заявленных 132 страниц читателям предлагается только 108 страницы текста, снова редактор и корректор как то не доработали. Но если к страницам с текстом добавить вкладки с фотографиями (это 24 стр), то заявленным объем выправляется - поэтому добавление "с илл" здесь играет вполне осмысленную роль. Но вернемся к книге.
Книга специфична и интересна тем, что охватывает огромный пласт, который ранее практически не освещался в отечественной литературе. И ведь правда, об этих крейсерах очень мало отдельных публикаций. По этому подходу книга похожа на ранее выпущенные книги. Надо отметить, серия БКМ в данном виде и в данный временной период не просто "возродилась", она сделала ставку на освещение более широких пластов военно-морской истории, поэтому и сделан акцент на редкие типы боевых единиц, не избалованные вниманием авторов. Такое нельзя было оставить без внимания. С первых строчек - немного удивился особенностям "американцев" - крейсера "Атланта" и "Бостон" имели носовые и кормовые барбетные установки с 8-дюймовыми орудиями, но их барбеты были установлены не в ДП, а со смещением, диагонально (эшелоном, как сказали бы о броненосцах): носовое орудие - по левому борту, кормовое - по правому. Надо признать - довольно странное решение для крейсера, тем более бронепалубного.
Структура книги повторяет уже ранее рассмотренные: по каждому типу крейсера статьи и материалы собраны в единую главу, такой подход позволяет представить более-менее целостную "картину" и уяснить, что это были за корабли, так мы и рассматриваем эти крейсера. Источниками, как и ранее являются периодические издания, относящиеся к концу XIX - началу ХХ века, то есть к тому времени, когда эти корабли строились и вводились в строй. Авторский текст есть, но его немного, в основном в качестве вступления и пояснений. Основным источником стали статьи в журнале "Морской сборник" (1883, 1884, 1885, 1887,1888, 1893 гг.) который выпускался в Российской империи, а также журналы "Scientific American" (1890, 1891, 1894, 1897, 1898, 1899 гг), "Journal of the American Society oa Naval Engineers" (1889, 1891, 1899 гг.)
В книге, традиционно для таких изданий, много иллюстраций - чертежи, схемы, рисунки, литографии, фотографии того времени, сделанных как репринт подлинных чертежей того периода. Обязательно считаю необходимым отметить, что фотографий того периода не просто много - а очень много!!! и все они ОТЛИЧНОГО качества, как впрочем и печать и бумага (толстая, мелованная). Много рисунков и литографий, которые передают не только техническую информацию. но и настроение и атмосферу того времени. Много фотографий людей, которые служили на этих кораблях, элементы их быта, службы и жизни на корабле - надо отметить, выглядят все достаточно упитанными, сообразительными и сообразительными, и какими то "свободными" - матросы на русских кораблях имели несколько иной вид (это печально сознавать).
Большинство фотографий редкие, мало встречающиеся - это просто подарок! Фото "Атланты", "Бостона", "Чикаго", "Чарльстона" - вызывают просто восторг от работы фотографов! На одной фотографии "Бостона", стоящего у пирса четко видны пятиствольные 37-мм и 47-мм орудия Гочкиса, а рядом на пирсе - картечница Гатлинка на колесном лафете.
В книге собраны материалов печати того времени, по испытаниям кораблей, по их оценке или проводимым модернизациям, а также по участию их в различных мероприятиях и учениях. Например, довольно подробно описаны учения по отражению атаки миноносцев на крейсере "Атланта", некоторые детали службы кораблей.
Служба кораблей тоже рассматривается, но по моему мнению как то поверхностно, это общий недостаток книг такого формата и подхода - они больше передают актуальные новости и подробности службы, чем ее итоги. Видимо в тот период в русских журналах не было информации по обобщению боевого пути того или иного иностранного корабля, что не удивительно. Например, статья по "Балтиморе" заканчивается просто небольшим текстом из "Морского сборника" на тему "О расходе угля на крейсере Балтимора", и всё. Точка. Книга закончилась, ни общих выводов от автора/составителя, ни каких то оценок и т.д. Это все отдается "на откуп читателю", думаю это понравится не всем. Вообщем чувствуется какая то незавершенность. То есть аналитики тут найти не удастся, для этого требуется иные документы, книги и публикации.
Красочный переплет, ламинированная бумагу и фотографии хорошего качества - подчеркивают содержательные достоинства книги. Правда, в отличии от некоторых книг серии с твердым переплетом, у этой книги - мягкий цветной переплет, немного неудобно пользоваться книгой! Фотографии - редкие, интересные, почти половину ранее не встречал , тем более в таком количестве о таких малоизвестных кораблях. В целом книга - подарок!
Если сказать несколько слов непосредственно по крейсерам, то мне они показались очень похожими на японские "собачки", что не удивительно. Например, тот же самый С-2 "Чарльстон" купили в Великобритании у Армстронга, и ранее по этому же проекту для Японии Армстронг построил "Наниву". Не удивительно, что на некоторых фотографиях этот крейсер сложно не спутать с "японцем". Кстати, если заговорили про "схожесть", то американский крейсер "Балтимора" чем то мне напомнил наш русский "Рюрик" - две трубы, парусное вооружение, четыре 203-мм орудия на спонсонах и еще шесть 152-мм по бортам (знаю, у Рюрика их было больше). Серьезно, продольный разрез корпуса - очень похож по очертаниям. Ну да ладно.
Не и без недостатков в книге не обошлось. Недостатком считаю отсутствие целостного анализа каждого из рассмотренных кораблей и отсутствие подробного представление боевого пути каждого из кораблей. Конечно, это привело бы или к увеличению объема, или к перекомпоновке книги, но она бы от этого выиграла. годов. Я уже обращал внимание на этот недостаток, который характерен для всех книг, которые базируются на современных кораблям источниках, как в данном случае. Архивные и исторические материалы с одной стороны добавляют некоторые ньюансы, свойственные эпохи, но с другой - не дают полной картины. Действительно, например, в тексте и на схемах отмечается что все тот же "Чарльстон" имел две 203-мм орудия - в оконечностях. В тоже время на части фотографиях этого корабля четко видны по два орудия за щитами в этих самых оконечностях, при этом в тексте нет ни слова о перевооружении корабля. Это может добавить путаницу и вызвать недоверие к тексту и материалу в целом.
Да и работу редактора стоит улучшить. Особых огрехов не заметил, но "резануло глаз" название крейсера "Ньюарк" ("Нью-Арк") - в тексте он пишется именно так, но на некоторых фотографиях и кое где в тексте его называют "Неварк". А понимаю, конечно, что это попытка по русски написать английское наименование - "Newark", но как то не солидно для книги такой серии как "БКМ".
Традиционно, рекомендаций "купить/не купить" не даю, как и не называю цену. Решать вам, уважаемые читатели. Что касается меня, то книги этой серии мне нравятся, я рад, что она не прекращается. Итак, обратил ваше внимание, что такая книга издана, тираж - не указан: вероятно печатают малыми партиями и под заказ - значит получает его только "фанатики", такие как я. Хотя наличие на интернет-площадках говорит о том, что их достаточно для желающих.
А какое ваше впечатление об этой книге? Видели ее на прилавках книжных магазинов или в Инете? Делитесь в комментариях. Ну а я остаюсь в ожидании продолжения серии, надеюсь корабли будут также интересны.