Найти тему

Психическое равитие ребенка первого года жизни (2 часть)

Не только ребенок подвергается влиянию взрослого, но и взрослый подвергается влиянию ребенка.

При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, перерастает в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый постепенно вводит ребенка в предметный мир, привлекая его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, помогает ребенку выполнить нужное действие. На протяжении младенческого возраста в процессе взаимодействия ребенка со взрослым у малыша развивается способность к подражанию действиям взрослого. Подражательность открывает все расширяющиеся возможности обучения.

Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу психического развития. Таким образом, уже в младенчестве ярко обнаруживается общая закономерность психического развития ребенка, которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются у него под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения, т.е. отношения ребенка к действительности с самого начала оказывается социальным, общественным отношением.

Взрослый всегда оценивает поведение малыша, выражая свое одобрение улыбкой, порицание - хмурым взглядом. Благодаря этому, ребенок постепенно усваивает необходимые привычки, учится правилам поведения.

К концу младенческого возраста ребенок научается устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. Эта связь выражается в поиске предмета и нахождении его. Ребенок начал понимать речь. Далее, с началом понимания речи и с  употреблением первых слов, ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий все новых и новых предметов.

Все виды движений и действий, которым научился малыш за год, успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых, организующих его поведение, и имеют большое значение для психического развития. Вместе с тем они служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок. Важную роль играет овладение активным передвижением в пространстве (ползанием, а затем ходьбой), хватание предметов и манипулирование ими.

Особенно важную роль в формировании психических качеств ребенка играет развитие хватания и манипулирования. Ребенок знакомится с разнообразными свойствами предметов: формой, величиной, весом, плотностью и т.д. Пальцы руки постепенно начинают приспосабливаться к форме и величине предмета.

К концу младенчества у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в этом мире.

В процессе овладевания человеческими действиями и поведением ребенок приобретает необходимые психические качества и свойства личности.  Вся жизнь ребенка зависит от взрослого, организуется и направляется им. Малыш учится думать, чувствовать, управлять своим поведением. Далеко невсегда обучение бывает осознанным. Часто взрослые учат детей стихийно, сами того не замечая. Конечно, желательно, чтобы оно было осознанным. Именно так мы сможем дать ребенку полноценное развитие. А для этого необходимо знать, как соотносятся между собой обучение и развитие, исходить из их связи, определяя, чему и как следует учить ребенка на разных ступенях развития. Но это не значит, что обучение должно приспосабливаться к развитию, плестись у него на хвосте. Обучение учитывает достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на том остановиться, а для того, чтобы понять, куда вести развитие дальше, каким должен быть следующий шаг. Обучение опережает психическое развитие, ведет его за собой.

Если мы видим, например, что ребенок начал узнавать в пока еще малопонятных каракулях, которые он рисует на бумаге, знакомые ему предметы (мячик, дым, дядю), значит следующий шаг должен заключаться в переходе к намеренному изображению.Теперь можно и нужно начинать учить ребенка заранее ставить перед собой цель (нарисовать мячик), и это будет способствовать его психическому развитию.

Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может сделать совместно с взрослым (при показе, указаниях, поправках, которые взрослый вносит в его действия), и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, называется зоной ближайшего развития ребенка. Величина зоны ближайшего развития - важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время. Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой дальнейшего обучения. Так, обучая ребенка речи, мы используем возможности слухового, зрительного восприятия, подражания взрослому, понимания. Овладение речью вызывает, в свою очередь,резкий сдвиг в психическом развитии, что позволяет в дальнейшем перейти к новым формам обучения.Они будут уже основаны на восприятии и мышлении, ставшими более совершенными под влиянием речи. Однако могут существовать формы обучения, отрицательно влияющие на зону ближайшего развития, исчерпывающие ее. Это происходит при беспорядочном напичкивании ребенка различного рода знаниями, сведениями.

Поскольку обучение опережает психическое развитие, прокладывает ему путь, оно может определять направление развития психических процессов, приводить к формированию определенных психических качеств и к перестройке тех качеств, которые сложились раньше.

Знание закономерностей и особенностей психического развития ребенка дает родителям возможность целенаправленно воспитывать гармонически развитую личность.

(из серии книг "Библиотека для родителей")

Первый год жизни
0