Перед началом Второй мировой войны в Алленбурге, который хотя и был провинциальным восточно-прусским городом, но являлся третьим по значению в районе Велау, проживало 2692 человека, а вот в посёлке Дружба Калининградской области, что стоит на его месте, ныне насчитывается не более 440 жильцов и цифра снижается. Поэтому в 2000 году здесь никто и не заметил важную дату – 6 веков прошло с получения городского права. Это событие всё же торжественно отметили, но в немецком городе Хойя (земля Нижняя Саксония), где после войны образовалось «Землячество Алленбурга» - сообщество бывших жителей города и их родственников, которые хранят память и историю о своей родине. Что ж, давайте и мы к ней прикоснёмся.
После того как тевтонцы завоевали Самбию (совр. Калининградский п-ов), по границе этой земли пруссы установили несколько укрепительных сооружений, которые, впрочем, не помогли, так как при осаде первой же крепости (Велау, ныне – Знаменск), нобиль Эдлер Тирско сам открыл ворота комтуру Кёнигсберга Бурхарду фон Хорнхаузену, а затем сопроводил его с войском и по окрестностям.
В 1256 году рыцари дошли до восточной границы прусской земли Натангия, которая проходила по реке Алле (совр. Лава). Здесь, на холме, который немцы назвали Циккельберг («Козья гора», по обилию коз у подножья) на обрывистом берегу они овладели крепостью, которую позже укрепили и расширили.
Так тевтонцы вплотную подошли к границе другой, самой большой прусской земли Надровия, что привело ко второму «Великому» восстанию коренных жителей, в результате которого рыцарская крепость была сожжена. Отбить территорию удалось только тогда, когда сопротивление сошло на нет. В 1272 году рыцари строят уже на восточном берегу Алле так называемый «Вальдхаус» - укрепление в «дикой местности» для защиты восточных границ.
Новую небольшую крепость нарекли незамысловато - Алленбург, что переводится как «Крепость на реке Алле». В какой-то степени это было предзнаменованием: скоро крепости не станет, а защищенное водой поселение, будет вечно страдать от другой стихии – огня (от него же и умрёт). Как не вспомнить, что в рядом стоящем Велау (совр. Знаменск), весьма вероятно, стоял священный дуб, на месте которого «крестители» построили свой храм. Видимо главенствующий языческий бог Перкунас так на разозлился, что решил сжигать вокруг этого места всё, что бы не построили рыцари, но регулярно попадал в Алленбург … как самую высокую точку местности.
Вокруг каменного замка появляется поселение колонистов. В 1400 году Верховный магистр ордена Конрад фон Юнгинген даровал ему городское право и герб: голова лося с лопатистыми рогами. Новый тевтонский город имел прямоугольную форму. С трёх сторон его защищали реки (с запада и юга – Алле, с севера – Свине).
В 1405-1406 годах у Алленбурга появилась кирха из камня и кирпича с башней готической кладки и красивым ступенчатым фронтоном. Её северный фасад являлся частью городской оборонительной стены, возведённой по периметру города в XV веке. В 1409 году при храме открыта школа.
Затем у города начались проблемы, одновременно с кризисом Тевтонского ордена. В год, когда рыцари потерпели разгромное поражение при Грюнвальде (1410 г.), Алленбург практически полностью был разрушен от большого пожара. В 1455 году во время Тринадцатилетней войны (1454-1466 гг.) Ордена против Польши и Прусского союза, замок и стоящий у него город сжигают поляки.
После той войны казна Тевтонского ордена опустела, города и большие земельные уделы стали передаваться во владение наёмникам, в качестве платы за их помощь. Разрушенный Алленбург был передан графу фон Коницу. Правда его сыну владения не понравились и в 1491 году он обменял их на Ведникен в Самбии.
Замок более не восстанавливали и стали разбирать на строительные материалы. Позже на его месте появится рыночная площадь. Сейчас в этом месте пустырь и садовые участки у реки Лава, юго-западнее кирхи.
После роспуска Ордена и провозглашения лютеранского герцогства, правитель Альбрехт решил помочь Алленбургу (которого после войны лишили городского права) и в 1527 году разрешил иметь здесь рынок. В 1540 году он же передаёт землю в ленную собственность Гансу фон Поленцу (брат первого лютеранского епископа Самбии и лучший друг герцога), что должно было улучшить статус Алленбурга.
Продолжил опеку небольшого города и Великий курфюрст, который в 1663 году подтвердил городские права. К сожалению, как и в первый раз, получение привилегии сопровождалось бедами. В 1667 году большая часть города пострадала от пожара, в январе 1679 года Алленбург захватывают и разрушают шведы, которые в итоге были разбиты в результате «Великого ледяного манёвра» Фридриха Вильгельма.
В 1683 году женой камергера Альбрехта Фридриха фон Раушке Анной Хеленой (представительницы ветви легендарного восточно-прусского рода Дёнхофф) в Алленбурге создан женский приют для вдов и сирот. Сейчас у стены кирхи сохранилась их семейная каменная эпитафия.
Алленбург не обошла стороной "Великая чума". Как утверждают хронисты, в городе в 1711 году в живых осталось только 11 человек. Никуда не делась и главная беда – пожары. Компактное поселение выгорало почти полностью в 1867 и 1875 годах.
Губительней пожаров для Алленбурга были только войны. Во время Семилетней войны, как и вся Восточная Пруссия, город присягнул другому правителю – императрице Елизавете Петровне. Тогда русские войска брали город дважды: в 1757 году под руководством Апраксина, в 1758 году – под командованием Фермора. С этого момент и до 1762 года провинция входила в состав Российской Империи.
Война против Наполеона тоже принесла с собой разрушения и разорение. Французы, преследуя отступающую после поражения при Фридланде русскую армию, захватили и разграбили город в 1807 году.
Две следующие мировые войны стирали город с карты Пруссии. Впрочем, после последней, не стало и всей страны. Об этой части истории Алленбурга – в следующем материале.
© Дмитрий А. Галлис
P.S.: Подборка статей "История Алленбурга - Дружбы".
Часть 1/3: Проклятие Перкунаса или город в огне на окраине исторической прусской земли Натангия.
Часть 2/3: «Средневековый тихий городок» хотел мирно жить, но у полководцев были другие планы и … артиллерия.
Часть 3/3: Как из «Клевера удачи» Лагерфельда вырос «Король моды» или история молокозавода.