К моменту, когда кайзер Вильгельм II решил переделать мир и запустить смертельный маховик Первой мировой войны, который удалось остановить лишь в 1945 году, Алленбург смог стать успешным провинциальным городом. Продолжаем изучение истории Дружбы. Ссылка на первую часть материала - в конце статьи.
В результате административной реформы он вошёл в состав района Велау (нынешний посёлок Дружба является частью Правдинского городского округа Калининградской области, а на обломках Велауского района теперь Гвардейский). Здесь работало отделение Императорского банка и Ремесленный суд. Открылись гостевые дома, почта, аптека, магазины. Запущено несколько кирпичных заводов и паровая спичечная фабрика. По средам и субботам работал рынок.
В начале XX века на реке Швёне (ныне – Путиловка) Август Ширрмахер построил мельницу, которую по прямому назначению использовали и во времена СССР. В 1913 году был открыт молочный завод по производству сгущенного молока, который в 1938 году выкупит гамбургская компания империи «молочного короля» Отто Лагерфельда.
Оживление в городскую жизнь привнесла железнодорожная линия Велау (совр. Знаменск) – Фридланд (ныне – Правдинск), которая открылась в 1911 году, а на окраине Алленбурга появилась станция.
Во время Первой мировой войны 26 августа 1914 года в город вошли части 27-ой пехотной дивизии. Капитан Уфимского полка Успенский писал в своих воспоминаниях, что к их приходу город опустел, на вокзальных складах остались большие запасы консервов («особенно много сгущенного молока»), а в унтер-офицерском клубе их поразила большая библиотека и пособия по военным тактическим задачам с подробными картами.
К 7 сентября армия Гинденбурга подошла к городу. Завязалось кровопролитное и разрушительное противостояние. Русские не хотели сдавать позиции, тогда главнокомандующий немецкой армии дал приказ погрузить свой же город в огонь. Да, снова Алленбург уничтожает пожар. Из воспоминаний Успенского: «С каким треском и гулом среди узких улиц и дворов разрываются снаряды, гранаты и шрапнель и каким диким аккомпанементом этих разрывов служит непрерывный грохот и звон падающих и рассыпающихся каменных стен и оконных стёкол, причем, через пустые отверстия рам и дверей вырываются красными языками огонь горящей внутри обстановки. Средневековый тихий городок горел во многих местах».
Отряд под командованием Успенского, прикрывая мост через реку у рядом стоящей деревни Шаллен, продержался до 9 сентября. Только после того, как все русские солдаты покинули город, позиции были оставлены. После войны здесь будет установлен мемориал у братской могилы, в которой оказались захоронены как немецкие, так и русские солдаты.
Алленбург отстраивался фактически заново до 1925 года. Руководил работами уроженец города Курт Дикерт, который являлся членом Прусского государственного строительного управления. После Второй мировой войны он жил в Ганновере, где написал книгу «Битва за Восточную Пруссию» (Der Kampf um Ostpreußen), в которой подробно рассказывал о последних годах и днях существования европейской Атлантиды, подкрепив материал большим количеством документов и карт. Издана работа была уже после смерти Курта, его соавтором Хорстом Гроссманном.
Кстати, с 1914 и до 1945 годов у города был несменяемый обер-бургомистр Эрвин Моллер. Этот человек известен тем, что в 1945 году ослушался запрета Эриха Коха на эвакуацию мирного населения и лично, в тайне, организовал процесс.
В 1930-ых годах к Алленбургу пришла «стройка века» - Мазурский канал – недостроенный водный путь в Восточной Пруссии, который должен был связать Большие мазурские озёра с Балтийским морем, посредством рек Алле и Прегель.
Для того, чтобы справиться с проблемами большой разности высот, по всей длине канала были установлены шлюзы. Два последних из них, перед впадением канала в реку Алле, построили в Алленбурге.
Сейчас уникальное инженерное сооружение не используется. Сохранился домик смотрителя нижнего шлюза. Несколько лет назад это здание приобрёл предприниматель Владимир Созинов, который открыл внутри музей. А выкупил он помещения у немки Уте Безман, которая, возглавляя «Землячество Алленбурга», приобрела в этом доме несколько квартир, когда занималась работами по восстановлению кирхи. Кстати, о храме …
Во время штурма города в 1914 году культовый объект серьёзно пострадал: разрушена башня, повреждены стены, внутреннее убранство полностью выгорело. Работы по восстановлению начались в 1923 году. Отреставрированная башня обзавелась новой внешней закрытой лестницей. Кирху по новой освятили 30 августа 1925 года.
Перед началом Второй мировой войны город заново ожил. Здесь работала своя электростанция с паровой машиной, две лесопилки, кирпичный завод, мельница, крупнейший в Восточной Пруссии молочный завод по производству сухого и сгущённого молока. Были ратуша, школа, сиротский и женский приют, гребной клуб, лютеранская кирха и католическая капелла.
25 января 1945 года, как было написано в хрониках: «армии 3-го Белорусского фронта мощным ударом артиллерии подавили оборону противника и во второй половине дня полностью заняли Алленбург». Город был уничтожен практически полностью. Да, опять он растворяется в огненном проклятье Перкунаса … в последний раз.
17 июня 1947 года Алленбург (то, что от него осталось) переименовали в посёлок Дружба (был и другой вариант названия - Каменск). Изначально здесь проживали военнослужащие, но с началом программы по переселению создано два колхоза – имени Будённого и Кирова. Из сохранившегося немецкого фонда быстро восстановили мельницу. В 1962 году отреставрировали и стали использовать по назначению здание школы, серьёзно разрушенное во время боёв, в 1971 году к ней добавили пристройку.
В советское время здание кирхи использовалось в качестве склада и зерносушилки. В 2005-2009 годах силами «Землячества Алленбурга» и лютеранской общины храм получил первый послевоенный ремонт, в 2014 году на средства бывших жителей города на башне кирхи были установлены часы с боем. Лютеране «обивали пороги» областной администрации, составляли петиции, просили передать объект в их пользование, но … в 2010 году протестантская обитель становится собственностью Русской православной церкви.
В 2022 году кирху Алленбурга взял в аренду Геннадий Кострица. Сейчас он собственными силами ведёт ремонтные работы, открыл небольшой музей, в будущем планирует превратить этот объект в концертный зал и арт-пространство. Желаю ему удачи, сил и финансового благополучия.
А ещё надеюсь, что Перкунас больше не злится на этот «утраченный город», но на всякий случай рекомендую Геннадию не поскупиться на системы пожаротушения и не организовывать фаер-шоу на торжества по случаю открытия нового культурного объекта. И да хранят вас аисты!
© Дмитрий А. Галлис
P.S.: Подборка статей "История Алленбурга - Дружбы".
Часть 1/3: Проклятие Перкунаса или город в огне на окраине исторической прусской земли Натангия.
Часть 2/3: «Средневековый тихий городок» хотел мирно жить, но у полководцев были другие планы и … артиллерия.
Часть 3/3: Как из «Клевера удачи» Лагерфельда вырос «Король моды» или история молокозавода.
Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.