В Свердловском областном краеведческом музее имени О.Е. Клера открылся выставочный проект «Театр Надежды Ламановой», рассказываем историю женщины-модельера.
В шестнадцать лет дочь полковника из обедневшего дворянского рода поступила в школу кройки, а в восемнадцать уже зарабатывала на жизнь и содержала четырех младших сестер, поскольку родители рано умерли.
Молодая моделистка из мастерской госпожи Войткевич быстро приобрела известность среди московских модниц. О ней говорили, что хотя она и «истиранит примеркой, зато платье получится, как из Парижа». К 24 годам Надежда Ламанова открыла собственное дело, скоро ее ателье на Тверском бульваре, 10, заняло все четырехэтажное здание и было преобразовано в школу портновского искусства.
Я совсем не являюсь портнихой в общепринятом смысле этого слова», - заявляла Ламанова. И действительно, сама она шить не умела и за швейную машинку не садилась. «Я работаю в деле пошивки женского платья как художник, то есть я создаю новые формы, новые образцы женской одежды».
Ламанова обходилась и без рисованных эскизов и выкроек. Она долго, придирчиво рассматривала фигуру желающей пошить наряд барышни… и начинала творить. Набрасывала ткань на живую модель, прикидывая так и эдак, намечала складки, драпировку, закалывала все это множеством булавок и требовала не ойкать и не двигаться. «Экзекуция» длилась не по часу. Наконец звучало: «Снимайте осторожно, эскиз готов», и конструкция отправлялась к швеям, чтобы к назначенному сроку предстать на всеобщее обозрение еще один портновский шедевр.
В 1890-е Надежда Петровна занимается гардеробом молодой русской царицы – именно эти платья дошли до нас. Самым богатым собранием из 14 экземпляров владеет Эрмитаж. Наиболее ранние – визитное платье из бежевого сукна и бальное из бледно-розового атласа и шифона. Платья, относящиеся к началу XX века, позволяют проследить как изменялись пристрастия модельера: увлечение стилем модерн, эксперименты с декором, пластичные мягкие ткани, силуэт, напоминающий латинскую букву S.
Ее признали тогдашние законодателей парижской моды Поль Пуаре и Чарлз Ворт. Имя Ламановой – марка, на лучших вещах – ее автограф, напечатанный золотой краской по белой шелковой ленте корсажа.
Новая жизнь на сломе эпох
В год Октябрьского переворота Ламановой исполнилось 56 лет. Кутюрье всея Руси потеряла всё – ателье, состояние, положение, клиентуру, даже свободу. В 1919-м два с половиной месяца она провела в Бутырке, но конкретное обвинение так и не предъявили.
Спас Ламанову из заточения Максим Горький.
«Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь», – позже запишет Ламанова.
В 1919 году, едва оправившись от заключения Надежда Петровна обращается к Луначарскому и получает разрешение открыть и возглавить Мастерские современного костюма при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса, в некотором роде прообраз будущего Дома Мод.
В самое неподходящее для занятий модой время Ламанова разворачивает свое любимое швейное дело воистину на полную катушку. Все усилия она обращает на разработку доступного костюма массового назначения, но новаторского по сути, созвучного поступи глобальных перемен. И это не было каким-нибудь приспособленчеством. Наоборот, она словно раскрепощается.
Нехватка тканей для нее – некая задача, которую обязан решить подлинный художник без ущерба для результата. В легенду вошли сотворенные ею платья, костюмы и пальто – из лоскутов, полотенец, простыней, занавесей, одеял.
Ламанова совершает собственную маленькую революцию в искусстве одежды, взяв курс на возвращение к исконности и преображению народного костюма. Русский стиль становится актуальным течением. В 1925 году на Международной выставке в Париже ей за модельную коллекцию, созданную в содружестве с дизайнером и скульптором Верой Мухиной, присудили Гран-При с формулировкой «За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением».
К сожалению, о ее работах того периода мы можем судить только по фотографиям, но зато – кто запечатлен на них! Лиля Брик с сестрой Эльзой Триоле, звезда советского немого кино Александра Хохлова. Это было, видимо, тактикой Ламановой – прививать населению вкус к своим новациям при помощи самых известных женщин. Только возьмется за пропаганду кустарных тканей Надежда Петровна, как вся богема без ума от деревенского сукна
Увидеть ламановские костюмы можно в кино: экспериментальные наряды марсиан в «Аэлите», и образчики абсолютного стиля в «Цирке», и снова древнерусские мотивы в «Александре Невском».
Но было наладившиеся отношения с властью снова дают трещину. Надежде Ламановой припомнили дворянское происхождение и в 1928 году как кустаря-одиночку, «имевшего двух наемных мастериц», – лишили избирательного права. Ходатайствовал за нее тогда Станиславский.
Ламанова была неравнодушна к различным общественным институциям. Разработала, в частности, «Положения о Центральном институте швейной промышленности, стала одним из первых профессоров Академии художеств. Публиковала статьи со своими взглядами на искусство моделирования, на технологию производства одежды, а также теорию о целесообразном костюме. Вывела базовую формулу рационального подхода к пошиву: «для чего создается костюм, для кого, из какого материала».
Полный текст статьи здесь
Материал Евгения Иванова для Культура-Урала.РФ. Фото: Кирилл Дедюхин