Одной из важнейших функций кинематографа является отражение и запечатление реальности. Кинематографисты, часто даже не осознавая что именно и почему они снимают, постоянно создают кино, которое становится памятником своего времени.
Сейчас объективно очень многое происходит. Мир меняется у нас на глазах. Так что же об актуальном настоящем и ближайшем будущем говорит нам кино? Одно из главных его утверждений - это необходимость изменить или умертвить элитаризм. Элитаризм, предполагающий концентрацию финансов, власти, прав и возможностей в узких кругах, должен как минимум подвинуться, чтобы дать больше места эгалитаризму. А это в свою очередь означает необходимость переустройства социальных ценностей, представлений о лидерстве и успехе.
В реальной жизни киноиндустрия отреагировала на эти изменения тем, что устроила охоту на влиятельных представителей Голливуда. Вайнштейна посадили в тюрьму, Скотта Рудина отстранили от дел, многим навесили обвинения, а Золотой глобус вместе с Оскаром вынуждены были существенно изменить внутренние правила и порядки.
На киноэкранах новое кино последних лет пытается транслировать зрителям совершенно новую идеологию и критиковать то, что насаждалось долгие годы ранее. Традиционные истории о лидерстве и достижении успеха сменились историями в стиле "Все везде и сразу" 2022 г., "Камон Камон" 2021 г., "Душа" 2020 г., "Земля кочевников" 2021 г. и пр.
Эти и многие другие ленты предлагают зрителям отказаться от идеи достижения высоких социальных целей и сосредоточиться на самих себе, своих хобби, семье и прочих бытовых вопросах.
Такие ленты как "Минари" 2021 г., "Аватар: Путь воды" 2022 г., "КОДА: Ребенок глухих родителей" 2021 г. и пр. провозглашают межличностные отношения как наивысшую жизненную ценность. Карьеризм и стремление к финансовым достижениям усиленно отодвигаются на второстепенный план.
Традиционное воспевание кумиров прошлого сменилось выставлением их как жертв неправильных ценностей прошлого и манипуляций злостных менеджеров. Прошлогодние "Элвис" и "Блондинка" 2022 г., например, ярко контрастируют с историями успеха и падения знаменитостей, которые мы видели раньше. Теперь эти иконы прошлого преподносятся зрителям как жертвы извращенных и неправильных ценностей.
Жертвенность и забота о психическом здоровье - это главные мерила новой успешности. Многие современные звезды Голливуда становятся звездами благодаря ярлыку "Я жертва". Брендана Фрейзера все снова полюбили, не потому что он сыграл отличную роль в отличном фильме, а потому что он жертва... Женщины активно эксплуатирую тему "я жертва сексизма", а афроамериканцы - "я жертва расизма".
Жертва - главный герой современного кино. "Остров Бергмана" 2020 г., "Сент Омер" 2022 г., "Самый худший человек на свете" 2021 г. демонстрируют женщин как людей, вынужденных страдать из-за своего биологического пола и предписанных ролей. "Меню" 2022 г., "Белый лотос" 2021 г., "Наследники" 2018 г., "Треугольник печали" 2022 г. и пр. демонстрируют богатых и влиятельных людей как несчастных заложников своего привилегированного положения.
Даже если зрителям предлагают истории успеха людей, поднимающихся по карьерной лестнице, их успех оказывается второстепенен или вообще не важен в итоге. Например, в "Удовольствие" 2021 г. героиня в итоге отказывается от того, к чему стремилась. А в биографической ленте "Король Ричард" 2021 г. главной ценностью провозглашается вовсе не успехи на корте, а сплоченность семьи.
Утилитаризм в головах людей должен смениться гедонизмом. Если человечество хочет заставить богатых и влиятельных людей отказаться от своего элитарного положения, требуется чтобы все уверовали, что быть богатым и влиятельным не особо то важно и нужно...
Поверить в эти идеи, живя в материальном мире, где практически все покупается и продается, мягко говоря сложно. Именно поэтому современное кино, в попытках уничтожить ценность социального и материального успеха, активно педалирует на страхи смерти. В гробу карманов нет, поэтому "Не смотрите наверх" 2021 г., "Экстраполяции" 2023 г. и подобные экологические проекты дарят зрителям бесспорную мотивацию отказа от капиталистических стандартов успеха - планета вот-вот умрет, так что не беспокойся о материальном, обратись к духовному.
Изменится ли общество и насколько сильно материальные ценности смогут быть вытеснены из жизни людей - увидим в кино и в реальности в ближайшем будущем.