Сергей Балакин
В Дубае самый востребованный и удобный вид городского транспорта - это, конечно же, метро. Метрополитен здесь появился в 2009 году и ныне состоит из трёх линий. Он полностью автоматизирован – все электропоезда курсируют без машинистов. По протяжённости это крупнейшая в мире пассажирская автоматическая транспортная система.
Линии метро преимущественно наземные – точнее, надземные; они расположены на высоких эстакадах. И лишь в районах Бур Дубай и Дейра они уходят в тоннели.
Это два электропоезда расходятся на эстакаде:
В архитектурном отношении вестибюли почти всех станций метро выполнены в одном стиле. Их крыши по форме напоминают морские раковины золотистого цвета:
Вот так крыша-раковина выглядит изнутри:
Несмотря на то, что поезда беспилотные, на всех станциях есть кассы с живым продавцом, у которого можно купить проездные билеты или пополнить их баланс наличными деньгами. В многих других странах всё в точности наоборот: машинисты в поездах есть, а вот кассиров нет, билеты продают только автоматы. Но в нынешних условиях, когда у большинства российских туристов банковские карты за рубежом не действуют, дубайский вариант нам очень удобен.
Стеклянная будка между турникетами и есть билетная касса:
Все станции метро оборудованы эскалаторами, лифтами и кондиционерами. На всех есть бесплатные туалеты. Причём они, туалеты, на удивление чистые - несмотря на то, что метрополитеном в Дубае пользуются в основном гастарбайтеры. Некоторые станции эффектно украшены. Например, под потолком пересадочной Burjuman есть светильники в виде огромных медуз:
Все надписи на станциях и в вагонах - на двух языках: арабском и английском. Также на двух языках транслируются и объявления.
Ещё один штрих: на станциях (как минимум, на некоторых) есть кулеры с бесплатной питьевой водой. Один из таких, установленный на станции Deira City Centre, показан на снимке слева:
Любопытна пиктограмма на аппарате: умываться водой запрещено.
На снимке справа – вагон метро, снимок 2018 года. Тогда загрузка поездов была намного меньше, чем сейчас, в 2023-м.
Вкратце о вагонах. В каждом составе метро их три вида: обычные (они же «серебряные»), «золотые» и женские. Первых больше всего, и в них может ехать любой человек по стандартному тарифу. В женском вагоне (или половине вагона) могут находиться только женщины и дети до 12 лет. Мужчине, оказавшемся в таком вагоне, грозит штраф. «Золотой» вагон – это своего рода класс «люкс», проезд в нём оплачивается по двойному тарифу.
Вагоны вполне современные, все оборудованы кондиционерами, есть вайфай, но в час пик они бывают загружены не меньше, чем в московском метро. Более свободны «золотые» вагоны, но за комфорт придётся изрядно доплатить.
О проездных билетах - NOL tickets – есть много информации в интернете, здесь подробно рассказывать о них не буду. Иностранцам доступны три типа билетов - красный (NOL Red), серебряный (NOL Silver) и золотой (NOL Gold). Стоимость проезда по этим билетам, как и цена самих билетов, разные. Если поездок на транспорте будет мало, например, из аэропорта и назад, то выгоднее всего покупать карты NOL Red – они самые дешёвые, хотя поездки по ним получаются дороже. Самые удобные - NOL Silver; мы с женой их и покупали. Проезд по ним дешевле, чем по NOL Red, и уже на 5-й поездке они себя окупают. К тому же они работают по принципу электронного кошелька – на них не надо записывать поездки, достаточно лишь следить, чтобы на них всегда имелось достаточно средств. Карты NOL Gold – самые дорогие, нам они были не интересны.
Билетами NOL всех типов можно оплачивать не только метро, но и трамвай, автобусы, паромы и даже вход в некоторые парки.
Чтобы не нарваться на штраф, надо смотреть под ноги. На платформе есть разметка, обозначающая, где останавливаются вагоны каждого типа:
Платформа отгорожена от путей; когда подходит поезд, сначала открываются двери перрона, затем вагона. Автоматика работает очень чётко. Сразу вспоминается Питер, где дверной просвет вагона иногда перекрывается процентов на 40…
В районе Дубай Марина есть трамвайная линия, на которую можно пересесть с линии метро. Трамваи тоже беспилотные, а пересадочные станции тоже оборудованы автоматически открывающимися дверями:
Дубайские автоматические трамваи изготовлены французской фирмой Alstom:
Трамваи комфортабельны и на удивление пустынны (или нам просто повезло?):
Мы совершили на трамвае круг по Дубай Марине, а затем доехали на нём до пляжа Суфух. Так как билет NOL при непродолжительных пересадках действует в течение 180 минут, то такая экскурсия получилась ещё и бесплатной. Рекомендую.
Теперь о транспорте автомобильном. Для начала о дорогах.
Вот так выглядит главная автомагистраль Эмиратов, проходящая через весь Дубай и связывающая его с Абу-Даби - шоссе Шейха Зайда (Sheikh Zayed Rd):
Шикарное 12-рядное шоссе с идеальным покрытием и многоуровневыми развязками невольно вызывает восхищение, но… Таких дорог в Дубае не так уж много. Зато предостаточно улиц, причём не только в старых, но и в новых кварталах, где автомобильные пробки – вещь совершенно обыденная. Мы едва не опоздали в аэропорт, застряв в пробке в районе Дейра. И в ультрасовременной Дубай Марине видели вереницы выстроившихся вдоль всей улицы машин. Так что транспортная проблема, свойственная многим мегаполисам мира, не миновала и Дубай.
Говоря о здешнем автотранспорте, нельзя не обратить внимания на арабские понты. Где-то мне встретилась фраза: «жители Эмиратов пересели с верблюдов сразу в «Ламборгини». Это точно, «Ламборгини» у граждан ОАЭ - очень востребованная марка:
А также «Роллс-Ройс»:
«Астон Мартин»:
«Феррари» и «Мазерати»:
Машины такси, конечно, поскромнее, но и среди них малолитражек я не встречал.
Такси в Эмиратах – очень популярный транспорт. Машин много, поймать её не проблема даже безо всяких интернет-приложений. Расчёты производятся только по счётчику, причём тарифы жёстко регламентируются на государственном уровне. В отличие от того же Омана, водители такси здесь исключительно иностранцы из азиатских (реже африканских) стран. Но они вымуштрованы, прилично одеты и в целом производят приятное впечатление.
Про городские автобусы ничего не скажу – на них не ездил. Как и на туристических типа «хоп он – хоп офф», которые представлены двумя компаниями – City Sightseeing и BigBus:
Мы рассматривали вариант приобретения билета на BigBus на 24 или 48 часов, но в итоге от него отказались. Слишком дорого и при этом не исключена вероятность застрять в пробке.
А вот ещё вариант похожего экскурсионного транспорта в окраске типа «гжель»:
Все фотографии сделаны автором в 2018 и 2023 годах.
Предыдущая статья здесь.
А начало о круизе из Дубая на лайнере «MSC Opera» здесь.