Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

Храм Славы в Оружейной палате

В Эрмитаже — «Павлин», а в Музеях Московского Кремля — «Храм Славы». Эти уникальные дворцовые музыкальные часы были созданы в России на рубеже XVIII-XIX веков по проекту выдающегося английского механика Майкла Джорджа Меддокса, которого в нашей стране называли Михаилом Егоровичем.

«Храм Славы» относится к известным с XVI века механическим часам — автоматам сложного действия. Механизм не только заставлял стрелки показывать время, но и принуждал двигаться разнообразные фигуры, звучать мелодии.

Высота этих часов впечатляет — 2,5 метра! А вот размеры ящика-четверика, в котором находились механизм, орган и металлофон невелики: 1,18х1,02х0,93 м. Четверик держат женские фигуры-кариатиды, олицетворяющие известные в то время части света — Европу, Азию, Африку и Америку. Верхняя площадка с трех сторон обрамлена легкой бронзовой балюстрадой, вдоль которой примостились фигуры тринадцати амуров (четыре из них утрачены). Передняя сторона ящика ограничена фигурами Минервы и Аполлона, в глубине — скульптурное изображение Геркулеса с палицей.

-2

Прибегнув к образам античного мира и используя художественные приемы классицизма, Меддокс прославил в своем творении просвещенное правление Екатерины Великой, покровительством которой он пользовался. С трех сторон ящика-четверика укреплены барельефы с чеканными фигурами, которые изображают вступление Екатерины II на престол; императрицу, которая преклонив колени перед Минервой, дает стране новые законы в присутствии богинь Правосудия, Науки, Мореплавания и Сатурна; Аполлона в окружении девяти муз.

Главным итогом правления Екатерины Великой Меддокс считал победу над турками и завоевание Черного моря. Эти события стали ключевыми в идее «Храма Славы». На всех восьми дверцах ящика помещены изображения Нептуна и Тритона, богов морской стихии, покоренных русской самодержицей.

Также в декоре напольных часов можно увидеть изображение памятника Петру I — «Медного всадника» и карту России с летящей над ней богиней Никой, которая держит в руке щит с монограммой императрицы Екатерины II и надписью на французском языке: «Теперь просвещение идет с Севера».

-3

Необыкновенно эффектным был механический театр часов-автоматов. Во время хода хронометра после боя в определенное время звучал орган, открывались передние створки ящика, и зрители видели картину сельской жизни. На переднем плане неожиданно возникал водопад, хрустальные трубочки которого, двигаясь вокруг своей оси, рождали иллюзию струящейся воды. На верхней площадке занавес, изначально окружавший колонны, поднимался.

-4

Два ряда хрустальных трубочек, расположенных на фоне желтой и оранжевой фольги, вращались вокруг белого циферблата, имитируя солнечное сияние. Крупные тюльпаны открывали лепестки, усыпанные стразами, а на пирамидальных пестиках можно было рассмотреть живописного двуглавого орла и знаки русских орденов. И над всей этой феерией каждые пять секунд заботливые орлицы роняли в клювы своих птенцов жемчужины. Это сложное и разнообразное действие обеспечивалось единым заводом механизма. А вот часовой механизм и металлофон требовали отдельного завода. Кстати, металлофон располагался рядом с органом в ящике и умел воспроизводить фрагменты двенадцати мелодий.

Эти великолепные часы были закончены лишь в 1806 году, спустя тринадцать лет после начала работ.

© Музеи Московского Кремля