Многие знают Валентина Гафта как актёра, однако мало кто открыл его для себя как поэта. И поэта, надо сказать, очень оригинального, одновременно ироничного и по-юношески светлого.
В 2013 году вышел фильм "Ёлки 3", который открыл широкой аудитории два стихотворения Валентина Иосифовича: "Отчего так предан пёс" и "Мосты".
Отчего так предан Пёс,
И в любви своей бескраен?
Но в глазах – всегда вопрос,
Любит ли его хозяин.
Оттого, что кто-то – сек,
Оттого, что в прошлом – клетка!
Оттого, что человек
Предавал его нередко.
Я по улицам брожу,
Людям вглядываюсь в лица,
Я теперь за всем слежу,
Чтоб, как Пёс, не ошибиться.
Однако наследие актёра насчитывает огромное количество различных стихотворений, пьес, эпиграмм, которые не получили широкого признания, но определённо заслуживают внимания.
На мой взгляд, самое гениальное в стихах Гафта - наличие твистов - сюжетных поворотов, которые заставляют переосмыслить произведение. Ударные, как правило, - последние строчки, а предмет твиста - обыденные явления, которые сопоставляются через сравнение с компрометирующими вопросами. Ещё примеры: "Бабочка", "Ступени", "Черепаха".
Еще о снеге
Он с неба к нам валил, лохматый,
Как зимний праздничный сюрприз.
А мы его теперь лопатой
С балкона сбрасываем вниз.
Снег хрупким, ломким стал и хлипким…
Все тает, только поспевай,
Как тут исправить все ошибки?
Пожил немного и – прощай.
Ирония - также неотъемлемая часть творчества поэта. Часто она идёт рука об руку с нелитературными, резкими словами и открывает неприглядную голую правду.
Птица-Тройка
— Куда ты птица–тройка нас несёшь?
Пора заправиться. Поешь овса немного,
Потом опять скачи. Авось поймёшь,
Что это кольцевая б... дорога.
Занавес
Жизни занавес открылся,
Это – Человек – родился,
Был весёлым — Первый акт,
Но, когда он удавился,
Даже свет не притушился,
Хоть бы сделали Антракт.
Надо отметить, что в первую очередь Гафт - созерцатель. И это искусство видеть нечто одухотворённое в обыденных, неприметных вещах прослеживается в большинстве произведений. Центральное место занимает понятие души, жизненного пути человека. Особенно интересные: "Пророк", "Роза", "Хулиганы", "Музыка", "Нож".
Я и ты, нас только двое?
О, какой самообман.
С нами стены, бра, обои,
Ночь, шампанское, диван.
С нами тишина в квартире
И за окнами капель,
С нами всё, что в этом мире
Опустилось на постель.
Мы – лишь точки мирозданья,
Чья-то тонкая резьба,
Наш расцвет и угасанье
Называется – судьба.
Мы в лицо друг другу дышим,
Бьют часы в полночный час,
А над нами кто-то свыше
Всё давно решил за нас.
Отдельного внимания заслуживают стихотворения о животных, в которых обязательно будут заключены человеческие образы, надежды, страхи или пороки. Особенно интересные: "Цапля", "Волк".
Зачем к нам из таинственных глубин,
За смерть друзей не отомстя ни разу,
Спасая мальчиков в пути, приплыл дельфин,
Толкаясь в ускользающий наш разум?
Зачем, ракетой прыгая в кольцо,
Закусывая рыбкой за успехи,
Сжимая боль, как налитой свинцом,
Он сердце разрывает для потехи?
Уже давно распалась связь времён,
Живые разделились на отряды,
Родства не помним мы, и нет у нас имён,
И тайной кем-то названы преграды.
Дельфин, мой Гамлет, ты мой брат родной,
Я знаю, что мы родственные души.
Идя к тебе, я захлебнусь волной,
А ты, идя ко мне, умрёшь на суше.
Энергия стихов Гафта - она очень притягательна. Его стихи бывают и светлые, и яркие, и острые, но все непременно о нас - о людях - которые живут здесь и сейчас.