Последнее время я стал часто бывать в Замоскворечье. Несколько историй, добытых в этих прогулках, я уже рассказал, но несколько еще впереди.
Собственно, Замоскворечье уже очень давно один из моих любимых районов Москвы, и каждое в нем появление – радость. Многие дома здесь как старые знакомые, с которыми здороваешься при встрече. Но вот в этот уголок я забрел впервые и, казалось бы, совершенно случайно. Уютное и тихое местечко, прямо возле набережной. На карте оно обозначено как…
…Средний Овчинниковский переулок
Овчинниковским он был назван по имени Овчинной слободы дворцового Конюшенного двора, которая располагалась здесь – в Земляном городе, на правом берегу старицы Москвы-реки, чуть восточнее Пятницкой улицы. Начиная с семнадцатого века ее населяли скорняки, поставлявшие для дворцовых нужд овечью шерсть и шкуры.
Кстати, маленькая, но забавная подробность (которая, правда, не имеет никакого отношения ни к моим прогулкам, ни к фотоохоте). Свой диплом по скорняжной технологии много лет назад я писал как раз по технологии выделки и производства изделий из овчины. Так что Овчинниковские переулки, как и Овчинниковская набережная, мне оказались близки еще и поэтому.
Хотя, скажу честно, я чуть было не прошел мимо него. И прошел бы, если бы не заметил в его глубине…
…Дом, похожий на сказочный терем
Табличка, расположенная на фасаде, скупо сообщила, что это особняк 1904 года, выстроенный архитектором Ф.Ф. Воскресенским, и в его основе – жилой дом начала девятнадцатого века. По правде сказать, информации об этом доме вообще удалось найти не слишком много, поэтому статья будет довольно короткой. Но не показать вам этот дом было бы непозволительно!
А началось все с постройки в 1834 году небольшого двухэтажного дома для купеческого сына Гаврилы Стебнева. Юноша этот, похоже, ничем себя в истории не проявил, поэтому от него мы быстро перейдем к следующему обитателю особняка – мещанину Якову Федоровичу Тихонову. Тот поселился здесь вместе со всей своей семьей, а заодно устроил здесь же маленький заводик по производству лака. Есть мнение, что для производственных нужд было построено вот это розоватое здание справа от главного дома (3 фото).
Первое время особняк находился у Тихоновых в аренде, но в начале шестидесятых годов Яков Федорович приобрел его в собственность. Причем даже есть версия, говорящая, что домовладелец Степанов, у которого он снимал дом, и есть тот самый Стебнев. Просто, возможно, где-то в документах закралась опечатка.
После его смерти дом перешел по наследству сначала вдове Анне Парамоновне, а затем их дочери – Лидии Яковлевне Тихоновой, в замужестве Гельтищевой.
И вот Лидия Яковлевна, вступив в права наследницы, заказала архитектору Флегонту Флегонтовичу Воскресенскому…
…Перестроить их семейное гнездо в стиле модерн
Одним из требований заказчицы было изобразить на фасаде замысловатый вензель, на котором бы переплетались инициалы новых владельцев – Лидии и Ивана Гельтищевых.
Да и сам дом хотелось бы видеть легким, воздушным, прозрачным и ярким. (К слову, помимо лакокрасочного завода семья владела стекольным производством. Бутылочки компании «Анна Тихонова и Ко» неоднократно заслуживали различные награды.)
Что-то подсказывает мне, что заказчица осталась довольна исполнением. По крайней мере, судя по тому, какой восторг облик особняка вызвал во мне.
Одна из главных деталей, которая в числе первых привлекает внимание – двухчастное полуциркулярное окно… хотел сказать «по центру фасада», но нет. Центральная симметрия – не про модерн! Хотя, эмоционально и по смыслу – это, конечно, центральный элемент.
А прямо над ним, на аттике, разместилось мозаичное панно с орхидеями (4 фото).
Да и почти все здесь растительное. Лепные цветы и листья репейника, кованые решетки в виде ирисов на полуподвальных окошках, некие вьющиеся лианы в роли ограждения по краю крыши (12 фото).
И, можно сказать, почти обязательная для модерна глазурованная плитка цвета бирюзы, которой облицованы стены.
Вид со двора, кстати, тоже весьма привлекателен (4 фото).
В конце девяностых годов особняк отреставрировали, хотя кое-что еще требует исправления. Зато, как утверждается, интерьеры здания сохранились почти нетронутыми с начала прошлого века и богаты лепниной, керамикой и ажурными металлическими украшениями.
Интересно, что сейчас особняк Гельтищевых с трех сторон окружен торговым центром «Аркадия», который оформлен таким образом, что глядя на всю картину целиком, слегка теряешься: где заканчивается девятнадцатый век и начинается двадцать первый? А еще говорят, что сегодняшние архитекторы не умеют строить. Порой очень даже умеют (4 фото).
А вот, кстати, как описывает историю семьи Юлия Гельтищева, правнучка Юлии Николаевны Гельтищевой – племянницы Лидии Яковлевны. Чудом нашел ее вКонтакте и получил разрешение привести эти строчки.
Лидия Яковлевна была младшей дочерью купца Якова Фёдоровича Тихонова и его второй жены Анны Парамоновны Тихоновой. Дата её рождения неизвестна, предположительно конец 1850 - начало 1860х.
В конце 1870-х она вышла замуж за тульского мещанина Ивана Егоровича Гельтищева, которого по воспоминаниям прабабушки безумно любила. Дата свадьбы неизвестна, но сразу после смерти Якова Фёдоровича Тихонова в 1878, в справочниках появилась информация о его вдове Анне Парамоновне и зяте Иване Егоровиче, они взяли на себя управление лаковым заводом при доме и москательных лавках - на Варварке и в Медовом ряду. В 1888 году они создают ТД "Анна Тихонова и Ко".
В 1903г. Анна Парамоновна умерла, особняк в Ср. Овчинниковском перешёл к Лидии Яковлевне, а ТД "Анна Тихонова и Ко" - к обоим супругам.
Лидия Яковлевна заказала у Ф. Ф. Воскресенского перестройку особняка.
Вместе с супругом она занималась благотворительностью, содержала приют для сирот, организовала лазареты, помогала деньгами старшим племянницам мужа (последнее по рассказам правнучки, моей кузины).
В 1906г. умерла мать моей прабабушки, и под давлением общественности Лидия Яковлевна и Иван Егорович забрали к себе в особняк младших племянниц - Юлию (1890г.р.), Елизавету (1894г.р.) и Ольгу (1900г.р.), наняли им гувернанток, а позже выдали замуж.
По воспоминаниям прабабушки, Лидия Яковлевна была суровой и деспотичной, контролировала поведение, разговоры и одежду воспитанниц, в том числе, когда они отдыхали вдали от опекунов - присылала им открытки с указаниями.
Кроме этого она отличалась упрямством и силой воли. От прабабушек дошла история, что Лидия Яковлевна родилась с косоглазием, выросла и рискнула сделать операцию. После ей посоветовали неподвижно смотреть в одну точку в книге, чтобы окончательно закрепить результат, и она часами сидела, пока не исправила.
В 1918г. умер Иван Егорович Гельтищев, вместе с его смертью прекратил работу лаковый завод. Примерно в это же время особняк национализировали, Лидию Яковлевну Гельтищеву выслали в Волоколамск, где она тихо жила до 1941 года.
Некоторые детали, которых не смог найти в публичных источниках, также подсмотрел в записях Юлии.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...