Найти тему

Как эффективно говорить по телефону. Разбираем ошибки, делаем звонок ёмким и полезным

Оглавление
фото: Pexels
фото: Pexels

Умение корректно говорить по телефону всегда вызывает уважение.

Казалось бы, ну все умеют говорить по телефону. Вроде чего тут непонятного и сложного? Но нет. При сборе комментариев экспертов журналисты, особенно начинающие, совершают миллион ошибок. Мямлят, не понимают сути темы и так далее. В результате спикер расстроен и зол, комментарий не получен или не по теме. Грусть-печаль и упущенные возможности.

Одним материалом я, конечно, не смогу научить правильно вести беседу по телефону. Зато я помогу вам обратить внимание на ключевые моменты и избавиться от грубых ошибок.

Кстати, эти советы пригодятся не только журналистам. Устранив ошибки, любой будет звучать в трубке более приветливо и солидно. Поехали!

Цени чужое время

Первое, что надо понимать про телефонный звонок в современном мире: очень многие воспринимают его как вторжение в личное пространство. С тех пор, как мессенджеры опутали все сферы нашей жизни, разговор по телефону стал восприниматься как случай "если текстом нельзя". То есть в том случае, когда по телефону решить проблему или ответить на вопросы быстрее и легче.

Получается, если вопрос можно решить в чате письменно, надо его там и решать, а не назначать созвоны на полчаса.

Чтобы ваш разговор, особенно рабочий, был профессиональным и уважительным, надо:

  • Звонить по конкретной теме (вопросу).
  • Подготовиться. Важно владеть информацией и продумать вопросы.
  • Не мямлить и не тянуть время разговора.

Представим плохой неуважительный звонок. Мы сталкиваемся с ними постоянно, хотя бы с телефонным спамом или мошенниками. Но если с этими все ясно, то неуважительный звонок, например, от hr это уже совсем ни в какие ворота. Выглядит это обычно так:

Вы Вадим Алексеевич? Я из холдинга "Работа мечты". В одной из наших компаний открыто очень много увлекательных и интересных вакансий. Они могут быть вам интересны. А вы где сейчас находитесь? Ну вы в Москве или нет? Давайте я вас запишу на встречу с нашими редакторами, они вам расскажут больше о наших проектах и успехах. Там же название компании и позиции можно узнать. А почему вы не хотите, вы приболели?

Считаете, что это утрированно? Немного да, но только немного. Подобные расплывчатые разговоры абсолютно не ясно о чем могут случиться даже с hr очень уважаемых компаний. В данном случае мы потратили время на разговор какой-то девушкой и узнали, что нам надо потратить еще больше времени, да еще и куда-то ехать, чтобы узнать, о чем она вообще хотела рассказать 🤪🙄

Так что же надо говорить, чтобы звучать как профессионал?

Куда же в наше время без иллюстрации от Kandinsky!
Куда же в наше время без иллюстрации от Kandinsky!

Представляемся первыми

Сначала представься сам, и только потом уточняй имя спикера. Это не совсем удобно, но так мы не вызываем негатива на входе. Никто не хочет подтверждать свое имя непонятно кому.

Сразу объясню на примере:
— Вадим Алексеевич?
— Ммм, а кто это?

Вот это так себе начало разговора. Уточняют имя без приветствия обычно спамеры и мошенники. Это протухшая попытка вызвать доверие слушателя знанием его персональных данных. В реальности она вызывает отторжение и страх быть обманутым незнакомцем. Вам же нечего стеснятся. Сначала представляйся сам четко и внятно с именем и названием издания/компании.

Будь в теме. Не звони без контекста

Забавно, но иногда люди так торопятся получить информацию, что не успевают подумать, что же им нужно. Я видела ребят, которые звонили экспертам в надежде получить комментарий к новости, которую они даже не читали. Да-да.

Сначала разберись сам, почитай новость в нескольких источниках. Сформулируй тему беседы и представь, что ты хочешь получить от спикера, как это повлияет на твою дальнейшую работу с темой?

Готовь вопросы заранее

Особенно, если приходится нечасто проводить интервью или звонить эксперту/заказчику. Если знаешь, что в живом разговоре можешь потеряться или запутаться, тоже готовь вопросы заранее. Да и вообще в любой ситуации готовь вопросы, ведь это позволит не упустить ничего важного.

Вообще не стыдно и не зазорно записать их в заметки на телефоне, файлик на ноутбуке или в бумажный блокнот. Политики и даже президенты стран делают пометки по темам на листочках. Об этом много писали в новостях про Джо Байдена, например. Но на самом деле, выступление с маленькими записочками-тезисами продвигал известный оратор и, можно сказать, основоположник коучинга Дейл Карнеги. А он опирался на опыт выступлений Авраама Линкольна. Значит, и нам не стыдно.

Фото: Pexels
Фото: Pexels

Не будь роботом, ты говоришь с человеком

Это уже о том, что не нужно тарабанить свои вопросы по списку, не слушая собеседника. Вопросы должны быть только пометками, чтобы ничего не забыть и не зависнуть посреди беседы.

Ваш собеседник человек, у него есть эмоции и переживания. Возможно вы говорите на очень волнующую его тему. Реагируйте на то, что он вам говорит, включите эмпатию. Представьте, что ваш друг делится с вами событиями своей жизни, что возможно где-то надо расспросить подробнее, где-то посочувствовать.

Если общение не получилось, вернись позже

Один из самых важных моментов, о которых обычно все забывают, даже профессионалы - это отработка негатива. Если общение не получилось, ты задел спикера вопросом, позвонил не вовремя, разозлил человека тем, что был уже 150-м звонившим за день, да мало ли почему еще... В общем, если спикер разозлился и послал тебя далеко, это надо запомнить и где-то поставить пометку.

Нет, не для того, чтобы никогда ему не звонить. И не для того, чтобы злорадно замстить ему потом. А для того, чтобы отработать негатив позже. Это значит, что когда страсти по теме улягутся - через неделю, две или когда там - неплохо бы человеку позвонить/написать и принести извинения за беспокойство в прошлый разговор. При этом важно не пытаться получить информацию, это звонок для установления нормальных рабочих отношений. Поверь, спикер запомнит тебя обязательно, потому что ты поступил как нормальный человек, общаться в будущем будет проще.

А что бы ты сам/а посоветовал/а тем, кому по работе приходится много говорить по телефону? Какие звонки раздражают тебя? Напиши в комментах 👇

Если эта статья показалась тебе интересной или полезной, поставь, пожалуйста, лайк. Без лайков статьи получают меньше показов 💁

!Специально написала это текст с обращением "на ты". Дорогие подписчики, выберите сами, как к вам обращаться: "на ты" или "на вы". Будет здорово, если объясните свой выбор. Ответы тоже жду в комментах!

А подписаться на канал можно тут.