Найти в Дзене
Alterlit Creative Group™

Длинные кадры долгой зимы: фильм «Молодость»

Почему и кому нужно смотреть новое якутское кино, рассказывает Роман Газета

«Фильм снимался при температуре минус 56!» — торжественно сообщается в первых же титрах, и сразу хочется спросить: «А зачем? Нельзя было подождать тёплой погоды, хотя бы минус тридцать?». Впрочем, других сколь-нибудь существенных придирок у меня не возникло. Дальше всё было очень даже ничего. Картина сопровождается закадровым переводом, язык оригинала похож на турецкий, но пусть это вас не смущает. На самом деле это якутский, они родственные, однако.

Фильм «Молодость» (якут. Эдэр саас) вышел в прокат 19 января 2023 года. Создатель — Дмитрий Давыдов, заслуженный деятель искусств Республики Саха. Ему под сорок, как и главному герою картины, и они оба родом из маленьких якутских посёлков.

«Молодость» получила позитивные отзывы отечественных критиков, а вот рейтинг IMDb незаслуженно низкий, всего 5.5 из 10. Для сравнения почти столько же у одного из самых тупых и топорных фильмов Солнечной системы «Возвращение помидоров-убийц», в котором дебютировал Джордж Клуни. На Кинопоиске «Молодость» оценена несколько выше.

Режиссёр, продюсер и автор сценария Дмитрий Давыдов.

В главных ролях Альберт Алексеев, Анатолий Стручков, Елена Маркова, Павел Ченянов.

Длительность 88 минут.

Тот же Кинопоиск указывает жанры фильма как «комедия, драма» — и складывается впечатление, что рецензенты фильм не смотрели. Потому что смеяться там особо не с чего, а немногочисленные моменты, вызывающие тёплую улыбку — просто мастерски выполненный приём, чтобы зритель немного переключился. Такая себе площадка для отдыха между лестничными пролётами.

-2

Якутское кино набирает всё большую популярность, и это можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, кинопроизводство стало более доступным благодаря развитию цифровых технологий, что позволяет создавать фильмы с меньшим бюджетом и распространять их через интернет. Во-вторых, якутское кино имеет свою уникальную идентичность. Ну и потом, авторы из республики Саха обращаются к актуальным темам: национальное самоопределение, сохранение языка и культуры, проблемы проживания в глубинке. Вот некоторые из известных якутских фильмов.

Не имеющий режиссёрского образования Дмитрий Давыдов снял в 2016 году «Костёр на ветру» на собственные деньги. Пронзительная драма о том, как парень, случайно лишив жизни друга, совершает самоубийство.

«Чёрный снег» Степана Бурнашёва, вышедший в 2021 году, рассказывает историю торговца палёной водкой, которого настигает возмездие за алчность и бесчеловечность.

«Пугало» Давыдова — фильм 2020 года, получивший главный приз «Кинотавра». Рассказ о деревенской знахарке, над которой односельчане издеваются и подтрунивают, но за помощью при тяжёлых болезнях всё равно идут к ней.

Разухабистая комедия «Ыт» — калейдоскоп историй из деревенской жизни. Режиссёры Степан Бурнашёв и Дмитрий Давыдов, 2021 год.

«Молодость» — очередная полнометражная картина состоявшегося якутского мастера. «Банши якутской глуши», как назвал фильм кто-то из критиков — хотя никакой зловещей ведьмы в творении Давыдова и близко нет. Даже наоборот.

-3

Главный герой — добродушный инфантильный Васька (Альберт Алексеев), который спустя двадцать лет возвращается «из города» в родное якутское село где-то за линией горизонта. Жену с ребёнком оставил в городе, а родительский дом в деревне заброшен и пуст. Никого не осталось у Васьки, разве что одноклассники. Но те заняты своими рутинными делами и не рады видеть нежданного гостя. Местная молодёжь и подростки сразу невзлюбили Ваську и постоянно издеваются, забрасывают камнями и грозятся проучить. Вдобавок знакомый со школы и жалобно просит вернуть мотоцикл, который Васька взял покататься ещё на выпускном. На одного изгоя в истории становится больше.

Местный «шериф» из жалости берётся помочь ненужному гостю и устраивает его в котельную. Главный герой, поначалу настроенный бесшабашно и оптимистично, постепенно впадает в растерянность и опустошённость. Частенько пьёт: его любимый напиток – смешать пол-литра водки и полтора литра колы.  Пьёт и курит, бессмысленно глядя в пол. Симпатичная скучающая продавщица магазинчика, от безделья танцующая прямо на рабочем месте, кажется, нравится Ваське, но он так и не решается с ней заговорить.

Шантрапа не оставляет в покое Ваську-тормоза ни днём, ни ночью, нападки и угрозы усиливаются, да и обиженный хозяин пропавшего двадцать лет назад мотоцикла тоже проклинает одноклассника. Поэтому, когда вдруг сгорает родительский дом Васьки — неясно, кто именно это сделал, дерзко бросив на месте поджога канистру из-под бензина.

Сюжет картины незатейливый, но передан, как мне показалось, глубоко и достоверно. Возвращение в родные места после долгого отсутствия — кто не сталкивался с этим? Иные прибывают на малую родину в зените успеха, а некоторые, как Васька — ни с чем.

-4

Давыдов необычно снимает. Необычно выстраивает каждую сцену. Но не злоупотребляет новаторством и авангардизмом. Красивые натурные съёмки: тяжёлое небо, морозная дымка, и снег. Много белого-белого снега. Деревянные покосившиеся избы, рутинный ежедневный труд и наивные сельские развлечения — всё почти как у Звягинцева. С одним нюансом: маэстро Звягинцев показывает родные места с брезгливостью и презрением, а самоучка Давыдов — с теплотой и любовью.

В картине есть ирония. И самоирония, что немалоажно.  «Когда это якуты снимали хорошее кино?» — смеётся главный герой. И зря. Наверняка он не видал ни «Ыт», ни «Иччи».

А когда немолодые якуты Васька и Вера отплясывают — честное слово, не только Уэнсдей отдыхает со своим танцем. Даже Траволта и Ума Турман. Хотя аллюзия именно на их танец без обуви прослеживается отчётливо. Ваське с Верой будто снова семнадцать, и только на одно мгновение. Скоро вернётся муж, и Васька почапает в свою облезлую хибару. На носу сорок лет, родни не осталось, из семьи ушёл, работы нет, образования нет, перспектив никаких. Добро пожаловать в жестокий кризис среднего возраста за Полярным кругом.

Повествование плавное, кадры длинные: полминуты, минута и больше. Для сравнения, в иных голливудских боевиках длина кадра две-три секунды. Вроде как создаётся напряжение в сцене, но, во-первых, это вызывает усталость и раздражение, а во-вторых, зачастую маскирует неумение выстроить привлекательную картинку. У Давыдова в фильме всё размеренно и неспешно, как в скандинавском кинематографе.

-5

На режиссёрских факультетах обучают такой немаловажной детали, как решение сцены. Чем открыть, чем закончить, какой конфликт поместить в непродолжительный фрагмент. По-хорошему, каждая сцена из нескольких минут вмещает ту самую трёхчастную структуру, которую ещё Аристотель обосновал ещё в 335 году до нашей эры. Ещё один немаловажный момент — первое появление героя в кадре. Помните, в «Мастере и Маргарите» это даже подчёркнуто названием главы: «Явление героя». В рассматриваемом фильме тоже постарались. Непутёвый якут Васька впервые появляется в кадре своей тенью на серой стене. Всё начинается с разборок в местной кафешке, где Ваську лихо попинали руками и ногами. Но мы видим только драку теней, причём Васькин силуэт безошибочно распознаётся ещё до того, как его начинают мутузить: по смешно растопыренным ушам меховой шапки и нетвёрдой стойке.

Построение кадра у Давыдова изобретательное и нешаблонное. Зачастую действие происходит только в половине экрана, а вторую занимает стена, или шкаф, или зеркало.

Рискну посоветовать к просмотру. Хоть «Молодость», хоть любой другой якутский фильм из вышеперечисленных. При всей своей незамысловатости лично мне «Молодость» понравилась куда больше второго «Аватара». Честно говоря, даже больше первого — по крайней мере, в необычности и драматургии.

Музыкальное сопровождение — хиты якутской рок-группы «Хардыы». Песенки в фильме звучат со сцены местного клуба, из магнитофонов героев или просто закадровой музыкой.

У картины есть один главный плюс. Искренность и настоящесть. Мне было интересно смотреть. И вам советую, хотя бы зажигательный танец замужней Веры и непутёвого Васьки. Вот такая вот музыка. Такая, блин, вечная молодость.

Роман Газета для портала Альтерлит