Недавно основатель федеральных сетей Laser Love, Cheburek.me, digital-агентства 20х80 Александр Долгов высказал в своем ТГ-канале неоднозначный, на первый взгляд, тезис: ваши топ-менеджеры всегда будут воровать, как только вы доверите им полное управление. Речь идет как о физическом воровстве денег, через откаты и транзиты, так и об опосредованном воровстве из-за глупости принимаемых решений. В своей колонке он объяснил, почему этого не избежать и как именно сотрудники воруют деньги и время. Далее - от первого лица.
— Исходя из моего опыта, есть три вида руководителей и топ-менеджеров.
Первые воруют все, что плохо лежит. Буквально воруют деньги и подсовывают какие-то свои контракты. Или вместо того, чтобы придумать для компании схему, которая увеличит продажи, экономят на чем угодно, чтобы разницу положить себе в карман.
По итогу топ-менеджер начинает зарабатывать больше, а компания — нет. А еще от этого страдает качество услуг.
Вторые воруют деньги по глупости. Или от непонимания собственной ценности и того, что ждет от них любой здравомыслящий руководитель. Их характерно описывает такой диалог:
— Вы можете стоить на рынке дороже.
— Нет, не можем.
(Конец диалога. Directed by Robert B. Weide.)
У меня есть любимый вопрос на собеседовании, который ставит людей в тупик.
Я говорю: «У вас указана зарплата в 140 тысяч рублей. Давайте представим, что вы — iPhone. Вы — iPhone за 140 тысяч? Или вы iPhone за 200 тысяч, но я покупаю вас за 140 тысяч? Я плачу в рынок, недоплачиваю или даже переплачиваю? Кто получит выгоду от нашей сделки?»
Обычно я слышу в ответ: «Ну, мне столько нужно. У меня сейчас столько расходов». Когда я спрашиваю: «А что если расходов будет 250 тысяч рублей? Какая зарплата будет нужна вам?», мне отвечают: 250.
Тогда я говорю, что могу платить 250 тысяч, и прошу порассуждать, при каких условиях буду это делать.
И только потом мы выходим на адекватный диалог, когда потенциальный сотрудник понимает: чтобы зарабатывать больше самому, нужно помочь компании зарабатывать больше.
Приведу другой пример: мы делали съемку и привезли реквизит в нашу студию. Был целый чемодан с платьями, бельем и прочим.
Через месяц за ним вернулся хозяин, но в студии его не нашел. Куда исчез, непонятно. Ситуация неприятная.
Надо компенсировать. Сошлись на том, что будет компенсация в размере 30 тысяч рублей. 15 тысяч на всех сотрудников и 15 тысяч на управляющую, которая недосмотрела.
Она сразу сказала. «Я не могу получить на 15 тысяч меньше» (её зарплата примерно 120 тысяч рублей).
Я спросил: «Слушай, у тебя есть KPI. Ты можешь и 200 тысяч зарабатывать, но каждый месяц недополучаешь 80 тысяч. Тебе это нормально?».
Она отвечает: «Нет, 120 тысяч я уже заработала — это мое, а эти 80 тысяч — не мое».
Многие упускают из виду, что 80 тысяч, недозаработанные сотрудником, превращаются в упущенную компанией выгоду с бóльшим количеством нулей.
И это очень интересное наблюдение ─ возможность зарабатывать есть практически у каждого, и практически каждый не может ею пользоваться. Точнее, не хочет.
Третьи воруют и теряют деньги неумышленно. Но здесь и прячется львиная доля воровства.
Чаще всего бывает так: человек приходит на работу, но решает какие-то свои вопросы и думает о чем угодно, кроме работы.
Посмотрите на самое активное время публикации постов на портале VC — понедельник после обеда. Посмотрите на Instagram (по решению суда компания Meta признана в России экстремистской.— «КС») — то же самое. По статистике от «Леруа Мерлен», чаще всего их сайт открывают в будни с десктопа. То есть люди приезжают в офис, «чилят» до обеда, а после этого включают режим «А давай-ка я почитаю кейсы и выберу обои».
В начале прошлого века Генри Форд говорил: «Если я нанимаю на завод руки, то зачем к ним идут еще и головы?»
Сейчас мир, конечно, стал совсем другим. Сейчас мы покупаем мысли и решения.
И как понять, что с 9:00 до 18:00 ваш сотрудник все это время будет думать о работе?
Как это проверить?
Я бы никогда не сказал, что планы и KPI помогут. Нужен какой-то баланс контроля множества показателей, интересных задач для реализации потенциала и риска увольнения сотрудника. И эта задачка, конечно, решается очень сложно. Особенно когда мы нанимаем на работу не эксперта, а человека, который только планирует научиться это делать после выхода на работу.
Итого: сотрудники не всегда воруют напрямую. Чаще это происходит, потому что они не понимают, что им делать, когда делать и как делать эффективно. Имейте это в виду.
Согласны с автором? Оставляйте комментарии под постом.