Все описанные события и персонажи вымышлены. Любые сходства с реальными событиями совершенно случайны.
Солнце поднялось в зенит и выжигает все попадающее под его лучи. Под его лучами просто невозможно находиться, в тени солнце не донимает, но воздух тяжелый и горячий. Парни сидя на веранде изнывали от духоты.
- Рауль, свози ребят в Панкасан. Работать начнем времени не будет. Пусть старик расскажет парням, что тут творилось при Самосе. Это поможет нашим друзьям лучше понять эту страну, а главное людей, - Хосе сидя в кресле смотрел на ребят.
- А что за Панкасан? - Сашка с интересом смотрел на кубинцев.
- Панкасан… Красивейшее место, там высокие травы и вековые сосны, стремительная, чистая река дающая прохладу и величественное дыхание гор, - улыбаясь произнес Хосе, - В тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году в том красивейшем местечке партизаны Сандинистского фронта национального освобождения потерпели серьезное поражение, погиб один из руководителей фронта Сильвио Майорга. Режим самосы рассчитывал, что эта победа над сандинистами подорвет веру народа в революцию, но она только выросла…
Спустя несколько минут внедорожник выехал с территории учебного центра и направился в сторону небольшого городка Матагальпа. В прохладе салона автомобиля парни отдыхали от зноя за окном.
Спустя пару часов автомобиль въехал в город с узкими улочками проложенными между одно-двухэтажными не ухоженными зданиями. Офицеры посматривали на бедно выглядевшие улицы, по которым двигались ярко одетые люди несмотря на зной.
Узкая лента шоссе вывела автомобиль из города и запетляла среди вырастающих гор. Низкие белые облака растекаются вокруг вершин, обволакивая их белой пеленой. Парни восхищенно смотрели на пейзажи мелькающие за окнами автомобиля.
Внедорожник занырнул в очередной поворот и открылась залитая солнцем невероятная долина с высокой сочной травой, расположенная между гор. Внедорожник свернул на неприметную грунтовую дорожку и двигался среди травы достигающей окон. Автомобиль подъехал к трем аккуратным домикам из почерневших от времени досок, расположенным на сваях. На ступенях одного из домиков восседает старик, попыхивая сигаретой.
Рауль выбрался из автомобиля и улыбаясь подошел к ступеням.
- Здравствуй, дон Мануэль!
- Рад видеть тебя дорогой Рауль, - старик улыбнувшись поднялся и спустился по ступеням.
Поздоровавшись мужчины крепко обнялись, как старые друзья.
- Гостей к тебе привез, расскажешь им что тут произошло.
- Европейцы? - мужчина смотрел с недоверием на выбравшихся из автомобиля парней.
- Они русские из Советского Союза, - улыбнулся Рауль.
- Русские! - глаза старика потеплели... Таким гостям всегда рад! - старик приложив руку к груди, кивнул Раулю и направился к офицерам.
- К сожалению наши друзья не владеют испанским, буду переводить с вашего позволения, - произнес Рауль.
Сухонький старик подошел к офицерам и посмотрев снизу вверх протянул руку. Парни пожали слегка кивнув.
- Для меня честь встречать таких гостей, - произнес старик и Рауль перевел.
- Дон Мануэль хранитель музея Панкасана, - пояснил Рауль.
Старик по каменистой тропе повел гостей к хижине расположенной немного в стороне. Открыв дверь пропустил гостей внутрь. На стенах развешаны портреты погибших героев. На столах, под стеклом разложены копии документов и приказов. Под стеклом витрин поржавевшее оружие, фляги, полуистлевшие блокноты…
Парни всматривались в портреты молодых парней… Рауль переводил написанные документы и давал пояснения… Спустя час парни вышли на улицу…
В сопровождении старика по каменистой тропинке офицеры поднялись в гору, склоны которой покрыты высокой травой, в некоторых местах трава была выкошена и в центре размещался небольшой холмик с крестом, в изголовье установлен черно-красный сандинистский флажок. А на вершине холма установлен обелиск из каменистых плит.
- Это место последнего боя героев Панкасана, - тяжело вздохнул старик, - Они попали в засаду у подножия горы и уходили к вершине, отстреливаясь и теряя товарищей. Путь их помечен этими горестными холмиками. На вершине ребята сражались пока не кончились патроны и погибли в отчаянной рукопашной, - старик замолчал и смахнул со щеки предательскую слезу.
Парни сняли кепки и молча смотрели на обелиск…
- Тут лежит Сильвио Майорга, - вздохнул дон Мануэль, - Молодой, улыбчивый парень. Хорошие стихи писал про революцию. Там, - старик показал на один из холмиков, партизанский доктор Данило Росалес. Он нас лечил крестьян, не брал ни сентаво. Всегда говорил, что после победы революции все бедняки будут лечиться бесплатно… А вон там Чеко Марино, совсем мальчишка… - старик тяжело вздохнул, - С книгами никогда не расставался, целый рюкзак везде таскал…
Старик опустился на камень у основания обелиска и скрутив сигарету, прикурил. Посмотрел на офицеров и затянувшись выпустил густой, плотный дым.
- Храбрые они были ребята, хорошие, задумчиво произносит старик. Но разве им можно было совладать тогда со всей той силой, что понагнал в наши места Самоса? Как только узнал, что в наших местах скрываются партизаны. Он даже шоссейную дорогу от города построил, чтобы танки и пушки подвозить. И гвардейцев понагнал, нам жизни совсем не стало, солдаты убивали, жгли и насиловали женщин… И все это за то, что мы партизанам продуктами помогали.
Старик вновь замолчал, будто вернувшись в то время, вновь смахнул со щеки набежавшую слезу.
- Но как ни старались нас запугать, убить, мы все равно помогали партизанам. Но и враг был хитер, нагнали сюда гвардейцев переодетых в обычных людей, они по округе все вынюхивали. Но мы их быстро определяли. Как-то вечером забрели трое таких и на мой хутор, - в глазах старика блеснул огонь, - Дождался я, пока они уснут, оседлал коня - и поскакал к лейтенанту гвардейцев. Докладываю мол, трое партизан пришли, ну накормил и спать уложил, оружие при них, опасные. Обрадовался лейтенант, наверное уже представил, что звание новое получит. Гвардейцы хижину оцепили и ударили из всех стволов, у меня потом хижина насквозь светилась, - засмеялся старик, - Мы кто чем мог помогали партизанам. Но все равно не сбереглись они… - тяжело вздохнул старик.
Помолчав, старик поднялся и тяжело вздохнул в очередной раз.
- Пойдемте кофе вас угощу, нехорошо гостей отпускать ничем не угостив.
Прямо на улице на очаге, старик сварил кофе и разлил по небольшим глиняным чашкам. Из-за одной хижины выглядывала разновозрастная детвора и с интересом смотрели на белых. Старик посмотрел на детей и улыбнулся.
- Внуки… У меня их шестнадцать, - с гордостью произнес дон Мануэль.
- Как вы богаты! - улыбаясь покачал головой Сашка.
- Надеюсь их жизнь будет лучше нашей, иначе зачем все то, что тут произошло много лет назад.
Выпив по чашке кофе, парни поблагодарили старика и попрощавшись загрузились в автомобиль. Выехав на дорогу, Сашка оглянулся. Старик приложив руку козырьком к глазам, смотрел вслед удаляющемуся автомобилю.
- Рауль, спасибо! - произнес Сашка.
- Так вы лучше поймете, через что прошли люди и зачем мы тут… - произнес кубинец.
На канале Boosty, размещена полная версия работы под названием "Макс", это 375 частей, интересных или нет судить не мне. Новая работа под название "Пикси". В свободном доступе размещена первая часть. Так же на канале множество фотографий из личного архива, доступ только по подписке, всего 100 рублей в месяц.