Найти в Дзене
Техника - молодежи

Как подключить аккумулятор? Последовательность отключения и подключения полюсов

Оглавление

Правильное подключение аккумулятора – навык, который может пригодиться любому водителю. Стоит освоить его заранее, чтобы не быть неприятно удивленным, например, в случае внезапной проблемы. Вся процедура проста, главное помнить о правильном порядке отключения, а затем подключения полюсов — это вопрос, важный в первую очередь из соображений безопасности. Проверьте, как это сделать!

Снимать аккумулятор с автомобиля необходимо не только в случае его выхода из строя или других проблем с его работой. Каждый автомобильный аккумулятор имеет определенный срок службы, который обычно составляет около 5 лет. Если у вас есть автомобиль, то рано или поздно вам придется столкнуться с этой проблемой. Хотя вы можете поручить это специалистам в мастерской, стоит знать, как правильно отключить старую батарею и подключить новую самостоятельно.

Автомобильный аккумулятор - без него не обойтись!

Автомобильный аккумулятор необходим для работы любого автомобиля. Это устройство, которое собирает, а затем отдает электрическую энергию на катушку зажигания, стартер и все электрические цепи в автомобиле. Все происходит за счет химических реакций в электролите, который содержится в аккумуляторе, и реакции между электролитом и электродами.

Короче говоря, без работающего аккумулятора вы не сможете завести свой автомобиль. Ток может накапливаться там двумя способами:

  • зарядкой током (с помощью выпрямителя);
  • автоматически во время движения благодаря генератору.

Как устроен автомобильный аккумулятор?

В автомобилях наиболее распространены свинцово-кислотные аккумуляторы — в роли электролита выступает раствор серной кислоты. Отрицательный электрод изготовлен из свинца, а положительный электрод — из оксида свинца. Пластины - (аноды) и + (катоды) погружаются в раствор, чтобы произошла химическая реакция, в результате которой вырабатывается электричество.

Таким образом, стандартный свинцово-кислотный аккумулятор состоит из:

  • полипропиленовый корпус;
  • аккумуляторные пластины, сетка которых изготовлена ​​из свинцовых сплавов и оклеена массой оксидов свинца;
  • электролит, т.е. смесь серной кислоты и воды, в которую погружены пластины аккумулятора;
  • полюса - положительный и отрицательный, которые выведены за пределы корпуса в виде металлических штырей, расположенных в верхней части батареи.

Где в автомобиле установлен аккумулятор?

В большинстве автомобилей аккумулятор находится под капотом (есть модели, в которых устройство установлено в багажнике, например, в Opel Astra K или BMW 1 серии F20). Аккумулятор расположен на специальном устойчивом основании — он не может двигаться или вибрировать во время движения. В целях безопасности производители автомобилей также предусматривают крепление устройства с помощью металлического хомута или специальной планки.

Когда необходимо снимать аккумулятор с автомобиля?

Есть несколько обстоятельств, при которых необходимо отключить и снять аккумулятор с автомобиля. Он включает износ аккумулятора, который обычно возникает после пяти лет эксплуатации, а также проблемы с запуском автомобиля или световой индикатор, который оповещает об очередном выходе из строя этого элемента.

Важно! Помните, что аккумулятор не только отвечает за каждый запуск двигателя, но и поддерживает все электрические компоненты в автомобиле. В современных автомобилях их становится все больше – при таком большом использовании значительно сокращается период высокой работоспособности аккумулятора и снижается его КПД.

Сократить срок его службы может и неправильная эксплуатация – каждый водитель может позаботиться об устройстве, защитив его даже от полной разрядки. Такая ситуация может привести к сульфатации и, следовательно, к необратимому повреждению аккумулятора.

Что может привести к выходу из строя батареи?

Разряд аккумулятора часто происходит при экстремально высокой или, наоборот, очень низкой температуре наружного воздуха. Стоит знать, что при 0 градусов С полностью заряженный и работоспособный аккумулятор теряет 20% своей пусковой мощности. Если зима берет свое и на улице -25 градусов, то это будет потеря целых 40%!

Это, конечно, не означает, что проблемы с аккумулятором возникают только в зимние месяцы, когда машина не стоит в гараже. Поломка может произойти в любое время года, когда:

  • автомобиль эксплуатируется в основном на короткие расстояния – тогда генератор не в состоянии зарядить аккумулятор «полностью»;
  • водитель оставил машину с включенным светом;
  • автомобиль не использовался в течение длительного периода времени;
  • в автомобиле используются приемники, которые потребляют большое количество электроэнергии при стоянке с выключенным двигателем, например, вторичное аудиооборудование, мультимедийная система, отопление, зарядное устройство для телефона.

Стоит помнить, что правильное значение напряжения для автомобильного аккумулятора составляет 12,7 вольт и более. При падении ниже 12,5 вольт аккумулятор начал разряжаться. В отчетах немецкого ADAC за 2022 год сообщается, что на разряженные батареи приходится до 46% зарегистрированных отказов при запуске двигателя.

Почему батарея изнашивается?

Износ аккумулятора – такая же частая причина его снятия с автомобиля, как поломка или разрядка. Аккумулятор подходит для полной замены, особенно когда:

  • устройство будет перегружено;
  • происходят естественные процессы износа и старения аккумулятора;
  • батарея будет глубоко разряжена (в крайнем случае ее уже нельзя будет зарядить);
  • электролит в аккумуляторе замерзнет при длительном нахождении на морозе;
  • короткое замыкание возникает из-за неправильного подключения зажимов или неправильного использования соединительных кабелей;
  • аккумулятор механически поврежден, например, во время дорожного столкновения;
  • батарея взорвется из-за забитых вентиляционных каналов или слишком низкого уровня электролита.

Как узнать, что батарею необходимо заменить?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Некоторые водители принимают решение профилактически заменять устройство каждые 5-7 лет, чтобы избежать неприятных сюрпризов в результате износа. Если вы не один из них, есть несколько основных признаков того, что аккумулятор необходимо заменить.

Если у вас старый автомобиль, самый простой способ распознать износ аккумуляторной батареи — это трудности с запуском или слишком медленная работа стартера. Еще одним симптомом является, например, затухание света на холостом ходу. В автомобилях нового поколения симптомов намного больше. Одним из них является сообщение бортового компьютера. Еще одним признаком проблем с аккумулятором может быть автоматическое отключение дополнительных потребителей электроэнергии, таких как динамики или функция СТАРТ/СТОП.

Как безопасно отключить аккумулятор шаг за шагом?

Прежде чем приступить к правильному отсоединению клемм аккумулятора, следует заглушить двигатель автомобиля и дать ему остыть. Также необходимо выключить все действующие приемники в машине. Только после этого можно приступить к отключению устройства (для этого стоит надеть перчатки, чтобы избежать трудноудаляемой грязи или травм).

Также помните:

  • поставить машину на ровную поверхность;
  • парковать автомобиль вдали от источников огня (даже от курящего человека);
  • при включении ручного тормоза;
  • вынимание ключа из замка зажигания.

При отсоединении аккумулятора сначала снимите отрицательную (минусовую) клемму, отмеченную черным цветом, а затем положительную (плюсовую) клемму, отмеченную красным. После этого можно смело снимать устройство с автомобиля.

Почему этот порядок так важен? Все дело в безопасности электрической системы, автомобиля и пользователя. Заземление (минус) выполняет функцию обратного проводника в цепях. Если сначала отсоединить положительный кабель, а инструмент коснется корпуса при отсоединении отрицательного кабеля, аккумулятор может быть закорочен, поврежден или даже взорван!

Как безопасно подключить аккумулятор? Принцип обратного порядка

При подключении аккумулятора действует обратный порядок – процедуру следует начинать с положительного полюса, а затем устанавливать отрицательную клемму.

На следующем этапе можно запустить электроприемники в автомобиле и проверить правильность работы аккумулятора. Однако перед тем, как вставить устройство обратно, очистите каждый зажим и основание его крепления — загрязнения и загрязнения довольно часто снижают эффективность токопровода, а, следовательно, и работоспособность аккумулятора. Вы можете очистить клеммы чистой тканью и теплой водой. Перед подключением обязательно тщательно высушите все компоненты.

Правильное крепление хомутов – почему это важно?

При затягивании хомутов важно чувствовать - сигналом для вас должно стать ощущение первого сопротивления винта. Благодаря этому вы не повредите нить, но достаточно крепко затянете хомут, не оставив слабины на конце звена. Не менее важно стабильное крепление самой батареи. Все это для предотвращения сильных ударов, которые иногда случаются во время вождения. В результате могут оторваться пластины ячеек и произойти внутреннее короткое замыкание.

Корректная работа аккумулятора после подключения - как это проверить?

В зависимости от модели автомобиля может потребоваться перекодировка устройства. В старых автомобилях обычно достаточно несколько раз закрыть и открыть автомобиль с помощью пульта дистанционного управления. Хотя в современных автомобилях это вряд ли понадобится, после замены аккумулятора следует проверить все электрические функции — автомобиль должен адаптироваться к новому источнику питания.

Может потребоваться повторная калибровка систем автомобиля, например, подушек безопасности, датчиков, или других функций, важных для комфорта вождения.

Подключение аккумулятора и современный бортовой компьютер

Отключение аккумулятора в современных автомобилях с бортовым компьютером уже не такая простая задача. Последний фактически контролирует весь процесс зарядки устройства — поэтому водитель получает четкий сигнал о том, что автомобильный аккумулятор работает не так, как надо.

Все работы, связанные с аккумулятором в новых автомобилях, рекомендуется проводить в гараже. С помощью специализированного диагностического оборудования специалисты безошибочно отключат аккумулятор, зафиксировав все в специальном программном обеспечении. После отключения устройства в автомобиле все настройки бортового компьютера будут сброшены - даже если вы решите действовать самостоятельно, в итоге вам все равно потребуется оборудование с соответствующим программным обеспечением для восстановления правильной работы всей системы.