Найти тему

Еще один забытый талант

"Пожар в деревне" (1901) Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
"Пожар в деревне" (1901) Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Ф. Ф. Бухгольц был широко известен до революции, и в СССР он также был успешным художником. Однако со временем о нем стали забывать. Информации о нем, увы, немного. Об авторе больше расскажут картины.

Русский художник немецкого происхождения Федор Федорович (Теодор Теодорович) Бухгольц родился в городке Воцлавек Варшавской губернии. Отец его был владельцем типографии. О детстве будущего художника ничего не известно. В родном городе он закончил реальное училище. В 1878 году поступил в Высшее художественном училище (ВХУ) Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Его наставниками были П. П. Чистяков и В. И. Якоби. За эскиз картины «Иоанн III свергает ханское иго» в 1880 году и за рисунок и живописный этюд с натуры 1882 году удостоен малых серебряных медалей. В 1884 году за рисунок и этюд был награждён двумя большими серебряными медалями. В 1885-м за выпускную работу«Дедал и Икар» получил малую золотую медаль и звание классного художника II степени. С 1888 года участвовал в выставках Академии художеств и «Общества русских акварелистов». В 1891 году Бухгольц стал членом Товарищества русских художников-иллюстраторов. В 1893—1919 годах он преподавал в Рисовальной школе Императорского (с 1918 — Всероссийского) Общества поощрения художеств. Также он преподавал в Академии. В 1902 году художник выиграл конкурс на разработку дизайна медали в честь двухсотлетия Санкт-Петербурга.

Еще учась в Академии, он начал работать художником-графиком, а также создавал иллюстрации для журналов «Нива», «Север», «Родина». Писал он преимущественно жанровые сцены, иногда исторические сюжеты, реже портреты и пейзажи. После революции перешел к созданию агитационных плакатов и соцреализму. В 1918 году к первой годовщине Октябрьской революции разработал эскизы праздничного убранства Петрограда на Большом проспекте на Васильевском острове и триумфальной арки в Гавани. Также он преподавал в различных учебных заведениях. О частной жизни Бухгольца известно мало. С будущей супругой он познакомился во время учебы в Академии. Марию Львовну Диллон называют первой женщиной-скульптором в России. Она родилась на территории Литвы в богатой еврейской семье, отец был откупщиком, разбогатевшим на торговле алкоголем. В 1879 году она, также как и Бухгольц, поступила в Академию, получила звание классного художника II степени и позже специализировалась на создании скульптур, предметов декора и надгробий. Детей у пары не было. Бухгольц умер в блокадном Ленинграде в 1942 году, пережив супругу на 10 лет.

"Игра в шахматы"
"Игра в шахматы"

«Игра в шахматы» - одна из самых известных работ автора.

"Поцелуйный обряд на пиру боярина Морозова" (1895) Государственный Русский музей
"Поцелуйный обряд на пиру боярина Морозова" (1895) Государственный Русский музей

Эта картина написана по мотивам повести А. К. Толстого «Князь Серебряный». Поцелуйный обряд заключался в том, что после застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, описал его так: «После окончания застолья к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена или дочь хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьет, хозяйка выходит в другую комнату и меняет верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встает к стене (или печке) и принимает поцелуй от всех гостей». В повести боярин Морозов подозревал жену в измене. Он решил вычислить обидчика во время пира и предложил провести такой обряд, чтобы по реакции изменщицы понять, к кому из гостей она неравнодушна

"Подруги"
"Подруги"

А здесь мы видим два антипода. Справа - скромная девушка, зарабатывающая на жизнь шитьем (одна из немногих работ, доступных женщинам в то время, и оплачивавшаяся весьма скромно). Слева ее более успешная подруга, модно одетая и с сигаретой.

"Пьющие бояре" (частное собрание)
"Пьющие бояре" (частное собрание)
«Откуси кусочек» Черниговский областной художественный музей им. Григория Галагана,
«Откуси кусочек» Черниговский областной художественный музей им. Григория Галагана,
"Забастовка" Государственный музей политической истории России
"Забастовка" Государственный музей политической истории России
Фондаменто Нуово в Венеции" (1898) Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И.Менделеева и А.А.Блока
Фондаменто Нуово в Венеции" (1898) Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И.Менделеева и А.А.Блока
ранее 1917 года
ранее 1917 года
Женский портрет. Бумага на картоне, Курская государственная картинная галерея имени А.А.Дейнеки
Женский портрет. Бумага на картоне, Курская государственная картинная галерея имени А.А.Дейнеки
"Замок святого Олавлинна" (частное собрание)
"Замок святого Олавлинна" (частное собрание)
"Литейный завод" (1924)
"Литейный завод" (1924)
"После сбора урожая" (частное собрание)
"После сбора урожая" (частное собрание)
"Киров среди детей" (1930-е)
"Киров среди детей" (1930-е)

этот материал также есть на моем канале тут

#картина #живопись #искусство #ссср #история