Найти в Дзене
Российская газета

Найдут ли приют на Вологодчине удивительные половики-картины Евдокии Пановой?

Без сомнения - Евдокия Васильевна Панова, крестьянка из Шекснинского района Вологодской области, была великой художницей. У нее не было красок и кистей, чтобы перенести свою любовь к родине на холсты и бумагу. Она написала историю своей деревни на деревянных кроснах- крестьянском ткацком станке.

Если ехать федеральной трассой из Вологды на Череповец, то нужно повернуть на Чебсарских крестах проселочной дорогой налево, и через несколько лесных километров вы окажетесь перед укромно стоящей на холме маленькой ладной деревенькой. Сегодня живут в ней преимущественно городские дачники, и мало кто из них знает историю живших здесь в прошлом столетии крестьян.

Нокшино - так называется эта деревня. Земли вокруг неё были настолько плодородными, что места эти называли Украиной, а крестьяне ни в чем не ведали нужды. Трудились истово, любились, справляли свадьбы, пестовали детей. Евдокия, родившаяся в 1906 году, успела порадоваться деревенской жизни: любила сенокос, жатву, клюкву на болоте, купание в речке Угле, беседы с прялками осенними вечерами, и даже вышла замуж, достигнув возраста, за деревенского паренька Петрушу.

За работой. Такой ткацкий станок в старину стоял в каждой избе.

В деревне было четырнадцать единоличных хозяйств. В тридцатых годах, с началом коллективизации, тринадцать были раскулачены. Руководил разорением хозяин четырнадцатого, самого непутевого. И столько было в этом несправедливого, что напарник его, учитель, присланный партией на укрепление, не выдержал и повесился на гумне.

-2

Такой ткацкий станок в старину стоял в каждой избе.

Жестокая, непроходящая обида накрыла всю дальнейшую жизнь Дуни Пановой.

  • Расставались с милым мы
  • В это воскресеньице...
  • Ему назначено в колхоз,
  • Мне на выселеньице.

Это была последняя на многие годы песня, которая запомнилась любительнице петь Евдокии Васильевне Пановой.

Пятьдесят лет не пелись у нее песни. И дом построили с Петром, пришедшим с войны, и четырех деток вырастили в нем, и все под грузом той давней обиды. И только в восьмидесятых словно росток пробился из-под асфальта - запела она, как бывало в юности. А вместо простых половиков, нехитрого ремесла, с кросен ее стали выходить чудесные картины, в которых Евдокия Васильевна поведала миру историю своей деревни Нокшино: с гуляниями, свадьбами, посиделками, плясками и драмою раскулачивания.

А еще вышли из ее кросен картины - храмы, сельские виды, любимый Пушкин с Натальей Гончаровой, сама художница с молодым супругом...

Я бывал в ее доме не раз. И каждый раз поражался способности Евдокии Васильевны без эскизов, прямо на кроснах, набирать из тряпочек, настриженных из старых, пришедших в негодность носильных вещей, такие чудесные картины яркой деревенской жизни.

-3

Ее первый гобелен - портрет Пушкина.

Однажды застал ее перед вытканным портретом Александра Сергеевича. Она была в некотором смущении.

- Наверное, я нагрешила с Пушкиным-то? - сказала бабушка.

- Как ты могла нагрешить? - удивился я.- Да еще с Пушкиным.

- А пошла в поликмахерскую и набрала там черного волосья и воткала ему в голову. Все не получался, а тут, погляди-ко, вылитый...

Скоро слава о самодеятельной художнице Пановой разнеслась и по городам. К Евдокии Васильевне поехали музейные работники из Вологды и Череповца, частные коллекционеры крестьянского ремесла - скупать ее работы. Она не знала цены своих трудов.

В 1996 году в возрасте девяноста лет Евдокии Васильевны не стало. Похоронили ее в любимой деревне Нокшино среди родных могилок.

-4

Раскулачивание. Эта картина Евдокии Пановой посвящена трагедии русской деревни. У нее не было холста, красок и кистей, не было возможности описать те события в романе, снять кино – она была простой крестьянкой, и она рассказала об этой трагедии в половике.

Традицию создания половиков-картин пытались продолжить ее дочь Галина, другие мастерицы из Череповца, Вологды, Харовска. Хорошие половики получались, красивые, крепкие, а картины не выходили...

Общее наследие Пановой в музеях Череповца, Вологды, в частном владении - около ста работ. Небольшая коллекция сохранилась в поселке Шексна, в центре традиционной культуры, с потолка которого протекает дождь. А дом Евдокии Васильевны на въезде в рабочий поселок Чебсара, большой, светлый, остался без хозяина, и стал разрушаться...

Надо бы не пожалеть денег и собрать в едином месте уникальные труды крестьянки Пановой. Шедевры, которые оценил бы знаменитый Пиросмани...

-5

Наследие Евдокии Пановой.

-6

Наследие Евдокии Пановой.

-7

Наследие Евдокии Пановой.

"Родина" адресует предложение писателя Анатолия Ехалова губернатору Вологодской области Олегу Александровичу Кувшинникову.

Хобби
3,2 млн интересуются