Джей Роузенблатт сделал документальный фильм How Do You Measure a Year (”В чем ты измеряешь год” - в название вынесена строка из песни) из видеозаписей бесед с дочерью. Он начал снимать ее в два года, когда совсем крошечная Элла на пальцах показывала, сколько лет ей сегодня исполнилось, и поясняла, что не два месяца, а два года! Она уже большая. И такие интервью на день рожденья продолжались до 18-летия дочки. Видимо, еще год ушел на монтаж, так как общий срок ожидания, по словам автора, составил 17 лет.
Безусловно, таких работ в мире много не бывает. И все они заслуживают внимания. Но, конечно, фильм Роузенблатта не первый, где используется подобный прием. Совершенно точно были предшественники и в англоязычной документалистике. Но я назову отечественные аналоги. Наиболее близкий - это докфильм Никиты Михалкова “Анна: от 6 до 18”. И у Никиты Сергеевича получилось сильнее. Элла милая девочка, хорошо воспитанная, красивая, она любит и умеет петь. Но это частная история. Михалков же беседы с дочерью поставил в контекст времени. Так что его фильм интереснее смотреть тем, кто не является членом семьи. К тому же Анна сама стала замечательной актрисой, что привлекает дополнительное внимание к старой ленте.
Также вспомним проект “Рожденные в СССР”. Он о последнем поколении детей, пошедших еще в советскую школу. О ребятах 1983 года рождения. В этом доксериале к одним и тем же людям киногруппа возвращается каждые семь лет. Кто-то есть в каждой серии, другие выпадают из поля зрения, но могут вернуться. Их жизнь предстоит запечатлеть от семи до 70 лет. Несколько лет назад я общался с автором “Рожденных в СССР” Сергеем Мирошниченко. Он посетовал, что не увидит законченную версию фильма, так как по естественным возрастным причинам завершать сериал придется уже другому режиссеру. Серия, в которой героям уже по 35 лет, так и не вышла в свет. СМИ сообщали, что киберпреступники стерли видеофайлы с серверов студии. Если восстановить их не получится, то это, безусловно, огромная потеря для мировой документалистики.
Ну а за взрослением Эллы тоже приятно понаблюдать. Хотя двухлетний возраст - это явно слишком раннее начало. Мыслительные способности ребенка еще не успели развиться. Просто забавно, как в передаче “Устами младенца”. Сначала девочка говорит, что боится больше всего монстров, потом - что папу. Хотя, возможно, это просто возрастное желание присочинить. В 14 лет она заявляла, что сильнее всего любит спать. Похоже, что родители не самые богатые. Все съемки проходили в одной и той же комнате. Большей частью на одном и том же диване.
Не забудьте прочесть: Маленькое кино с большим потенциалом из Люксембурга