Найти тему

"Каникулы — лучшее время, чтобы поработать в свое удовольствие" или взрослый взгляд на детские повести Кира Булычева

Когда я увидела анонс нового марафона на канале Библиография, все сложилось в моей голове в стройную картину: 1) в начале апреля я буду у родителей; 2) у родителей в библиотеке много фантастики; 3) кажется, есть книги и Кира Булычева; 4) вернее, точно есть, по крайней мере одна, - моя детская книжка о приключениях Алисы Селезневой.

*Организаторы: Longfello, «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Запах книг», «Книжная полка Джульетты», «Книжный клуб авантюристов», «Книжный мякиш».

Саму книжку я в предыдущем посте показала, а здесь хочу поделиться своими впечатлениями о двух повестях из этого сборника.

Кир Булычев. Новые приключения Алисы
Кир Булычев. Новые приключения Алисы

В сборнике всего пять повестей. И только одну из них ("Конец Атлантиды") я примерно помнила с детских лет, видимо, очень сильное впечатление она тогда произвела. Из оставшихся я выбрала "Гай-до" и "Город без памяти". Скажу честно, сначала я хотела прочитать только "Город без памяти", но, встретив в первой главе несколько персонажей из повести "Гай-до", я решила начать с нее и вспомнить, кто же такой Гай-до, кто такие Тадеуш и Ирия Гай. И, думаю, это было правильным решением. Потому что, как оказалось в итоге, повесть "Гай-до" мне понравилась больше.

"Гай-до"

Это трогательная история о небольшом разумном космическом корабле. Его изобрели Самаон и Ирия Гай, отец и дочь с планеты Вестер. Отец, мечтавший о сыне, о помощнике в своей конструкторской работе, воспитал свою единственную дочь Ирию, как мальчика:

Она была куда больше похожа на мальчишку, чем на девочку. Руки в мозолях, ногти обломаны, волосы пострижены совсем коротко, движения резкие и быстрые. Самым большим удовольствием в ее жизни было взять в руку широкий загнутый нож и вырезать из дерева модель будущего корабля или игрушечный бластер. После работы она ныряла в прорубь, если дело было зимой, или плавала с аквалангом, если стояло лето.
Отец был доволен. Ирия оказалась лучше обыкновенного сына.

При жизни отца, она практически не имела контактов с внешним миром. Вдвоем, трудясь рука об руку, Самаон и Ирия создавали уникальный, единственный в мире разумный космический корабль. Эту работу Ирия закончила уже после смерти отца:

Кораблик, который она назвала «Гай-до», что значит на вестерском языке «Брат Гай», взлетел над планетой.

Таким образом, мечты Самаона Гая осуществились вполне.

А о мечтах Ирии, о том, как женское начало в ней победило отцовское воспитание, рассказывают следующие главы этой повести. Хотя, конечно, нет. История Ирии - это всего лишь фон к увлекательным космическим приключениям. В центре внимания: разоблачение преступников, свержение диктаторов, поиск заброшенных баз странников...

Повесть, несмотря на весь пафос и наивность, показалась мне поучительной и увлекательной.

-2

"Город без памяти"

Это история о планете Крина, где 250 лет назад случилось что-то загадочное и непонятное, изменившее привычный образ жизни.

Завязка истории довольно интересная, но сама повесть мне показалась какой-то "недоделанной": слишком много неувязок и нарушений логики, слишком все "разжевывается", как будто не для подростков, а для дошкольников, слишком растянута середина повести и скомкан финал.

Приведу несколько примеров:

На планете все забыли настоящее значение слов, поэтому имена у героев несколько необычные: Кошмар, Радикулит, Червяк и т.д. А вот все остальные слова они используют в правильном значении: бежать - это бежать, грозный - это грозный, а тюрьма - это тюрьма. Странно, не правда ли?

Ирия Гай привлекала внимание местных жителей своими золотыми волосами, а вот о ее сиреневых глазах ни разу не упоминается. А ведь, как мы помним из повести "Гай-до":

Жители планеты Вестер не отличаются от землян. Только глаза у них сиреневые, а на ногах шесть пальцев.
-3

И последнее, 250 лет, прошедшие с момента "катастрофы" на планете, по разному отразились на разных вещах и предметах: что-то рассыпается в труху, стоит задеть этот предмет или чихнуть рядом, а что-то продолжает служить верой и правдой, несмотря на года (шкаф, в котором прячется Клоп Небесный, или зубоврачебное кресло, на котором восседает Радикулит и т.д.). Вот эпизод для примера:

Второй стол стоял у разбитого окна. На нем стопкой лежали бумаги... Пашка осторожно подошел к столу. Он не дотрагивался до бумаг. Только посмотрел, что там написано.
Дата, которая ничего не говорит, потому что на Крине свое летосчисление. Потом: «Расписание праздника проводов лема». «Праздничный ужин. Концерт гостей. Танцы. Костер на лужайке. Фейерверк».
Пашка неосторожно кашлянул — лист бумаги разлетелся в пыль.

Ну ладно, деревянный стол, допустим, вещь более долговечная, чем лист бумаги. Но почему лист бумаги за 250 лет даже пылью не покрылся?

В общем, из-за всех этих неувязок мне стало как-то грустно и обидно. Книги, разумеется, для детей. И дети, возможно, на такие вещи не обратят внимание. Но ведь это не значит, что взрослый автор не должен стараться избегать логических просчетов.

---

Я собралась писать пост о том, какой замечательной (и интересной, и поучительной) была советская литература для детей, но повесть "Город без памяти" немного поубавила мой пыл.

Будет интересно прочитать отзывы других участников марафона. И понять, стоит ли во взрослом состоянии перечитывать детские книги. А я почитаю пока Рэя Брэдбери;-)