Бывая в соборах, я всегда подолгу рассматриваю купола, мечтая увидеть поближе удивительные творения мастеров. Но, увы, обычным посетителям это сделать невозможно ни в одном из храмов Петербурга (а, может, и мира). Но есть исключение - Кронштадтский Морской собор.
В нём проводятся экскурсии под самый купол, на высоту 52 метров.
Экскурсия эта довольно дорогая, 500 рублей с человека без всяких льгот, но есть возможность получить скидку. Как? Об этом я расскажу в конце статьи. А пока - о впечатлениях от самой экскурсии и об удивительном факте, который я до подъёма на купол не знала, хотя Никольский Морской собор - это мой самый любимый храм, в котором я часто бываю и историю которого хорошо знаю ⬇️
Билеты на экскурсию продают в самом соборе, сразу у входа. Проводятся экскурсии каждый час. В ожидании назначенного времени я рассматриваю купол снизу, чтобы потом сравнить впечатления от того, как он выглядит издалека и вблизи.
Группу предупреждают, что подняться надо на 512 ступенек вверх, чтобы посетители рассчитали свои силы заранее. Лестница с ажурными перилами начинается за одной из дверей.
Примерно на середине пути лестница меняется - становится уже и без изысков.
А в самом конце подъём завершается узким лестничным коридором и винтовой лестницей.
Через узкий лаз экскурсанты попадают на галерею.
Конечно, первое, на что я смотрю - это на роспись купола.
Вблизи - ещё красивее! Я, наконец-то могу рассмотреть всё в деталях!
А теперь - факт, который поразил меня до глубины души! Во время реставрация открыли росписи, которые при превращении собора в клуб были почти полностью заштукатурены и в течение 80 лет были недоступны взору. Но храм был расписан не полностью: живопись была только в алтаре в северном и южном окнах и в галереях. Купол, как и пилоны, росписей не имел! Роспись на куполе была сделана совсем недавно, в ходе реставрации 2009-2013 года. Эти работы выполняла фирма «Вифания». Современные мастера удивительно точно повторили манеру, в которой расписан храм.
В центре главного купола была написана огромная полуфигура Христа Пантократора в круглой «славе», составленной из очень необычных «геометризованных» херувимов.
Для орнамента были взяты золотые геральдические пары птиц на небесно-голубом фоне.
Живопись в храме больше всего напоминает византийскую мозаику: большие плоскости, лаконичный язык, фоны, имитирующие кусочки смальты.
Но в трактовке фигур видны разные авторы. Например, композиция «Благовещенье», написана (предположительно) Кузьмой Петровым-Водкиным) в более живописной широкой манере.
Особенно интересны орнаменты Собора. Видно, как тщательно и с каким вкусом отнеслись художники к каждой детали храма.
А ещё сверху очень удобно рассматривать витражи в огромных круглых окнах храма, напоминающих иллюминаторы.
До сих пор не установлено, кто тогда, сто лет назад, проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Их было пять, два имели невероятные размеры – площадью по 52 квадратных метра каждое!
На момент их установки в 1913 году они были самыми большими витражами в дореволюционной России. Во время реставрации обнаружили, что в старых окнах было устроено по две открывающиеся форточки. Пока неясно, какое они имели назначение и, главное, как они открывались на огромной высоте, ведь даже от галереи под круглыми оконными проемами до них не достать.
Современные витражи установлены в подлинные металлические оконные рамы. Их конструкция, состоящая из трех связанных воедино переплетов, была сохранена без изменений. Снаружи витражи закрывают пластиковые стеклопакеты с матовым стеклом.
Сам купол собора - двойной. Тот, который мы видим - это внутренний. Он накрыт ещё одним куполом.
Количество окон - 32 - соответствует количеству делений на морском компасе.
Во время Великой Отечественной войны в куполе собора был наблюдательный пункт. Ведь с этой высоты весь Кронштадт как на ладони.
Видно и Якорную площадь, и Макаровский мост ⬇️
Ещё с купола можно осмотреть оригинальный иконостас, уничтоженный в 1929 году и полностью воссозданный в ходе реставрации по эскизам, фотографиям и архивным материалам коллективом «Моспроект-2».
Вообще, Морской собор имеет три яруса. Второй предназначался для хора и парадной ризницы, где хранили облачения священнослужителей и церковную утварь.
Здесь размещалась и своеобразная мемориальная коллекция: по задумке архитектора тут должен был находиться своеобразный музей боевой славы. Сюда в начале XX века свозили иконы и штандарты со списанных кораблей.
Карнизы, навес и греческий хорос были освещены пятью тысячами лампочек.
Устройство светильников мы как раз и рассматривали со второго яруса.
Потому что ещё сходили на экскурсию на колокольню. Туда подниматься не так высоко, но в конце пути тоже есть винтовая лестница.
Лестница заканчивается очень низким входом, практически люком, пройдя сквозь который мы оказались внутри огромного колокола.
Этот колокол, весом 4840 кг, в 1930 году не удалось сбросить, и он провисел на звоннице до времен реставрации. Колокол восстановлен и сейчас действует, нам даже дали в него позвонить.
Остальные были утрачены, и пришлось отливать новые.
С колокольни открывается самый красивый вид на Якорную площадь.
А теперь обещанный способ сэкономить. Если пойти на обе экскурсии: на купол (500 руб.) и на колокольню (400 руб.), то на вторую экскурсию вам предложат значительную скидку. Мы были втроём и после того, как мы купили три билета на колокольню, на купол нам разрешили пойти втроём по одному билету. И ещё предупреждаю: на экскурсии не допускают детей младше 5 лет.
А вы были на этой экскурсии? Знаете другие соборы, где можно подняться на под купол? Пишите в комментариях!
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: