Эклектичная заметка сразу о многом: это и рецензия на неплохой сериал, и снисходительный взгляд релятивиста.
Хороший сериал. Испанский. Смысл в том, что есть там такое тайное министерство, которое владеет дверями времени, через которые можно ходить в другие эпохи (и другие места), но с непременным условием: данное место в данное время должно принадлежать Испании. Прямо не говорится, но выглядит так, как будто это принципиально, закон природы, а не правило. Правила там вовсю нарушают.
Ну и сотрудники министерства выполняют всякие задания: то драматург Лопе де Вега сел не на тот корабль Непобедимой Армады, и надо подкорректировать (в реальности он плыл на том, что вернулся, а это не всем удалось), то Сервантес забил писать Дон Кихота, то Сида убили на двадцать лет раньше, чем на самом деле, то ещё что-нибудь.
В итоге зритель проходит курс испанской культуры. Сервантеса я читал, о Сиде только слышал, а вот Лазарильо де Тормес мне был не знаком.
Как жаль, что у нас так снимать не умеют. Материала-то и у нас полно. Снять такой сериал — несложно. Чувствуется, что поначалу бюджеты ограничены: и актеров мало, и декорации простые. Зато познавательно и забавно.
Отсылки к "Капитану Алатристе" есть. И многие исторические персонажи оттуда.
Нюанс. В одном кадре витрина книжного магазина и там стоит книга Дон Кихот; но только на одной написано Don Quijote, а на другой Don Quixote. И почему так?
Чувствуется некоторая ностальгия по имперскому прошлому. Прям вот неприкрытая. И гордость за свою культуру.
При этом кроют Испанию на все корки. Обороты вроде "какие же мы испанцы, если не можем сделать всё в последний момент" или анекдоты вроде "в испанском аду если есть дерьмо, то нет ведра, а если есть ведро, то нет дерьма" — сплошь и рядом. Но любя. У нас не так: у нас либо чернёная чернуха, либо лубяной лубок.
И историю показывают без прикрас. Что уж говорить, если на заставке второго сезона граффити на стене "Mucha Policía, Poca Diversión" ("много полиции, мало веселья" — это строчка из песни; погуглите).
И что характерно: ужасы кубинской войны показаны, тоска по утрате Кубы — чувствуется, а вот сожаления о захвате той самой Кубы — отсутствуют. Напрочь.
Очень чувствуется неприязнь к американцам. В каждой почти серии. Намёки, но очень явные намёки.
Показано, какой треш творился в Испании буквально "всю дорогу". Даже в двадцатом веке. Например, в одной из серий купируют деятельность негодяев (тоже путешествующих во времени), которые чуть не сорвали выборы премьером Суареса. Это 1976 год, почти при моей жизни. Во-первых, выборы: какие-то толстяки собрались и проголосовали за кандидата, которого рекомендуют королю. Всё. Причем сам кандидат даже не в курсе, что его кандидатуру рассматривают. Во-вторых, Суарес, как нам сообщает шеф министерства, освободил политзаключенных, объявил свободу собраний и прочие свободы. Это 1976 год, напомню, Испания, Европа и вот это вот всё. Я очень люблю Испанию, кстати.
В какой-то момент появляются две силы, обе тоже умеют перемещаться в прошлое: одни за Франко, жесткую руку, имперскость и величие, другие за свободу, свободы, демократию, человечность и права граждан. Министерство давит и тех, и других, в итоге ухитрившись стравить их друг с другом. И те, и другие идут по трупам, доставляя множество проблем. Ни на что не намекаю, просто.
Очень многое можно узнать об испанском языке. Жаль, что я им не занимаюсь. Нюансы насчет вежливой формы, когда чувак из 16 века говорит не так, как сейчас, и наоборот. И никак не может привыкнуть. Или персонажи в прошлом употребляют словечки из настоящего, вроде "прикол", и это выдает нелегального путешественника во времени.
Много обсценной лексики, прям кладезь. Наверное, умеренно обсценной, кино же, дети могут смотреть, но пополнить запас словечек можно. Ijo de puta, само собой, но не только, ох не только. Интересно, что опытный полицейский употребляет жаргон, которого его молодой напарник не понимает. Стукач, браслеты (это в переводе). То ли хотели сказать, что напарник совсем уж зелень, то ли это какой-то совсем уж местный сленг, который не все знают.
Почему-то двери времени никак не контролируются. Даже замков нет. Можно шастать в любые эпохи. Можно войти в министерство, идя за сотрудником, и пройти в другую эпоху, и никто не заметит. Эээ... по-моему, в Испании в 2015 было всё-таки не так.
"Повесточка" присутствует. Но такое впечатление, что она "для отчета". Типа, вот, вот и вот, отстаньте от нас. Но всё равно порой раздражает.
Что касается физической стороны дела, то тут лучше даже не начинать придираться. Логических прорех хватает. Но фильм о путешествиях во времени невозможно снять без таковых, а если и получится, то будет скучно. В итоге одна дверь ведет стабильно в один и тот же день, а выход едет в будущее, а другая дверь открыта только в этот день, и в полночь закрывается. Не успел — остался там, а ближайшая дверь только через пять лет откроется. Ну и всё в таком роде.
У героев есть телефоны, позволяющие звонить в другое время. Но только в пределах испанской территории!
Герои запросто встречаются сами с собой в прошлом или ходят на свою могилу, которая потом меняет надпись, когда изменилось будущее.
Да, в фильме явно показано, что и прошлое, и будущее можно изменить. Сразу целиком. Конечно, исчезающий из книги текст — это слишком наивно, а вот исчезнувший нападающий и хлопающая глазами жертва — это интересно. Но ещё раз — никакой, даже поверхностной логической проверки сюжет не выдерживает. И не должен.
Есть несколько серий, в которых прошлое изменилось и все, включая сотрудников, воспринимают эту измененную историю как реальную. А прошедшие дверью агенты помнят ту, исходную историю. Например, они помнят, что Америку открыл Колумб, а все считают, что открыл ее один проходимец, прошедший в прошлое. Или еще пуще: король прошел в настоящее, убил директора и изменил историю. В итоге директор вообще отсутствует (то ли не родился, то ли не стал директором), а все остальные есть, но иначе воспитанные. Ну а те же агенты знают, как было на самом деле, и пытаются всё вернуть.
Интересный нюанс: концепция настоящего. Есть настоящее, и в нем "главное" министерство. В будущее этого главного министерства перемещаться нельзя. В прошлое — можно, и жители прошлого могут перемещаться в свое будущее, вплоть до настоящего. Фильм снят в 2015-2016 (и позже), так что это и есть настоящее.
Впрочем, в третьем сезоне, в конце, открылась-таки возможность ходить в будущее, но лишь на несколько лет. Информацию уничтожили, ибо потому что. Но убедили одного нехорошего человека прекратить бесконтрольные перемещения в прошлое, ибо можно получить такую эпидемию, что ой. Получили. Сходили вперед (из 2017 в 2019) и там была совершенно ужасная эпидемия. Предсказали?... Но, правда, только в Испании, от которой все наглухо закрылись и которую НАТО бомбило для профилактики. (Почему-то в газете OTAN). Очень мило про оборонительный альянс, в который входит и сама Испания.
В принципе, существуют космологические решения Общей теории относительности, в которых возможны замкнутые времени-подобные траектории. Проще говоря, в которых можно вернуться в то же место и время, полетав в пространстве. Можно и в прошлое попасть. Можно даже себя в прошлом или будущем увидеть, если свет пролетит по соответствующему пути. Например, решение Гёделя. Но там вопрос ещё, что такое история и возможна ли там история как таковая.
Я сильно сомневаюсь, что в нашей Вселенной возможно хоть как-то попадать в прошлое. Если вдруг возможно, то не абы куда, конечно, а, например, в "сейчас" из будущего, если мы сейчас начнём подготовку. Например, если устроить "червоточину", соединяющую две отдаленные точки в пространстве коротким путем, а потом один выход возить с большой скоростью, чтобы из-за эффекта близнецов часы разошлись, а потом можно лазить по этому туннелю из будущего в прошлое.
Вопрос о том, что будет с "защитой хронологии", открыт. Кто-то считает, что нарушить ход истории просто невозможно. Не получится. Кто-то считает, что время будет ветвиться, так что будет две параллельные истории. Но кто-то считает, как я, что это просто невозможно, хотя решение и существует. То ли потребуется какая-нибудь материя мнимой или отрицательной массы, то ли такой туннель станет черной дырой, то ли потребует больше энергии, чем есть во Вселенной. О причинах я уже рассказывал и ещё расскажу.