В каком возрасте получил вольную Василий Тропинин, за что Ореста Кипренского обвиняли в мошенничестве и как Алексей Венецианов помогал талантливым художникам в собственной школе? Читайте истории известных российских художников, которые родились крепостными.
Художник Григорий Сорока родился крепостным Николая Милюкова в имении Островки. В 1842 году именитый живописец Алексей Венецианов увидел его рисунки и предложил давать уроки в своей школе. Она находилась недалеко, в поместье Сафонково. Венецианов приглашал туда крепостных художников и учил их писать портреты, интерьеры и пейзажи с натуры. Для многих учеников он потом добивался свободы.
Уже через три года Сорока изучил основы перспективы и светотени, стал хорошим колористом и начал писать пейзажи. Венецианов пытался получить для него вольную и отправить в Академию художеств, но Милюков был категорически против. В 1847 году, после смерти учителя, художник вернулся в Островки и писал иконы для церквей в местной деревне Покровское. Там же Сорока продолжил дело Венецианова и создал художественную школу для крепостных детей. Однако смириться со своим положением живописцу было трудно. В 1861 году вместе со всеми крестьянами он получил долгожданную свободу, но был не согласен с условиями выкупа и написал жалобу Александру II. За это Милюков приказал выпороть Сороку — живописец не смог стерпеть несправедливость и повесился.
Другим крепостным ученикам Венецианова, Александру Алексееву и Федору Славянскому, все-таки удалось обрести свободу и поступить в Академию. Там Алексеев получил аттестат свободного художника и потом учил рисованию в провинциальных гимназиях Псковской, Архангельской и Олонецкой губерний, а Славянский стал академиком и преподавал в Лесном и Межевом институтах, а затем в Василеостровской и Петровской женских гимназиях в Петербурге.
Автор: Дарья Мартыненко