Найти в Дзене

В каком виде существовала ранняя христианская церковь

Пышность и богатство некоторых современных храмов поражают. Одеяния иерархов тоже часто не производит впечатление, о той скромности, которую когда-то проповедовали первые церковные лидеры. Однако так было не всегда. Когда-то христиане переживали страшные времена и это заставляло их жить максимально скромно. Да и сам Иисус не поощрал зажиточную жизнь. Император Римской империи Константин провёл черту между прежним существованием христианской религии и новым, где для лидеров церкви открывались все двери. В этой статье пойдёт речь о том, какими были первые общины последователей Иисуса.

Содержание

1) Апостолы

2) Ранние церковные общины

3) Структура ранней церкви

Апостолы

Образ апостола Иакова. https://www.chrysolit.ru/icon_history/icon_2013_yakov
Образ апостола Иакова. https://www.chrysolit.ru/icon_history/icon_2013_yakov

Первыми учениками Иисуса были простые рыбаки - Андрей, Пётр, Иаков и Иоанн (рыба и вода позже будут признаны одними из символов христианства, также и потому, что по-гречески это считалось шифром имени Христоса). Они были избраны Христосом как “ловцы человеков”, несущие благую весть (Евангелие). Андрей проповедовал на севере Средиземноморья и, как говорят предания, дошёл даже до территории России, за что получил особое почитание среди русских верующих. Орден Святого апостола Андрея Первозванного является высшей наградой в нашей стране. Однако подобное распространение веры во II веке было наказуемо. Все, кроме Иоанна погибли страшной смертью.

Апостолы же организовали христианские общины и церкви (собрания верных), а точнее таким создателем стал Пётр. Сперва он проповедовал лишь иудеям, но позже смог дойти и до Рима, превратившись в первого епископа. Список Пап Римских начинается с него. Сейчас на месте, где он похоронен стоит главный ватиканский собор имени Святого Петра. Другим важнейшим апостолом был Павел, который при этом самого Христа лично не видел. Таким титулом его наградил лично Господь, согласно Библии, хотя ничего не предвещало этого.

Он, будучи фарисеем из эллинистического города Тара (Малая Азия) с именем Савл и римским гражданином еврейского происхождения, не принимал историю о воскресшем Мессии и сперва христианские общины пострадали от гонений, которые он организовывал. Однако, по пути в Дамаск, Господь, по Писанию, через Христа связался с ним и после этого его мнение переменилось, как и сменилось его имя.

Он начал рассказывать о своей новой религии не только евреям, но и всем остальным народам, прозвав себя “апостол язычников”. Его нога побывала в Риме, да и в остальной Италии, а также в Малой Азии, Греции и Македонии. Его владение греческим языком, а также образованность позволили внести эллинистическую ноту в его учение. Заслуги Павла для христианства считаются наиболее сильными.

Он подтвердил, что Иисус восстал из гроба. Из числа его утверждений, в отличие от остальных апостолов - отказ Христоса от Ветхого Завета. Это стало самой первой конфликтной ситуацией внутри христиан, касаемо их канонов. До 200 года каждая община признавала ту идею, которую признавала правильной, потом появился первый канон Священного Писания, в который Старый Завет тоже вошёл.

Его проповеди совпали по времени с деятельностью Петра. Ему также принадлежит первый богословский труд, задавший ориентир всем последующим. Он говорил, что для Бога нет эллина и иудея, что означало равенство перед ним абсолютно всех. Также он призывал подчиняться власти и в этом крылось понимание ситуации в империи.

Образ апостола Андрея. https://evfimi.livejournal.com/632485.html?replyto=2050469
Образ апостола Андрея. https://evfimi.livejournal.com/632485.html?replyto=2050469

Ранние церковные общины

Ранние христианские общины родились в Иерусалиме. Они наполнялись евреями, греками и другими народами, невзирая на социальное положение. Во II-III вв. начали строить дома для молений, на которых ставился крест. Позже такие здания стали принимать форму немного переделанной римской базилики. Они были по сути храмами. Первый образ Иисуса появился лишь в III в., из-за невозможности воспроизвести точный образ Бога с которым его ассоциировали. Но позже он приобрёл вид чисто символический (символического в христианстве необычайно много) - пастуха, как символ пастыря для верующих. В IV веке появляется портрет Богоматери, ставшего прообразом многих позднейших работ. Так вошли в обиход иконы, а лампады, зажжённые перед ними - отголосок языческих верований, которые перешли в новое учение.

Ранние христиане испытали на себе страшные мучения, пытки и гонения. Особенно досталось им во времена Нерона, Домициана, Траяна, Марка Аврелия (по его приказу 48 человек разорвали звери в цирке), Септимия Севера, Максимилиана Фракийца, Деция, Валериана, Аврелиана и Диоклетиана. Существовал специальный розыск верующих в божественность Иисуса, особенные комиссии, требовавшие отчёта граждан о своих религиозных взглядах.

Образ апостола Петра. https://fotoload.ru/foto/635507/full/
Образ апостола Петра. https://fotoload.ru/foto/635507/full/

Их распинали, кормили ими зверей на цирковых аренах, заживо сжигали. В них видели опасность, как от обособленной группы внутри римского государства. К тому же они не поклонялись императорам, что противоречило их идеологии, и в то же время провоцировало принцепсов. Они называли себя новым Израилем и активно распространяли свои идеи.

Ко II веку, уже при Траяне, их количество стало огромным и там можно было найти и людей высокого статуса, которые разочаровались в античных ценностях. От них поступала значительная помощь казне верующих совместно со скромными пожертвованиями бедняков. Сам апостол Матфей был мытарем, т.е. собирателем налогов. Иоанн владел землёй в Капернауме и дом в Иерусалиме. Да и Пётр с Андреем тоже вряд ли слыли бедняками. Довольно много среди христиан было городских рабов, женщин и детей. В деревнях же чаще предпочитали местный культ.

По причинам гонений апостолы взращивали христианскую общину скрыто. Они собирались вечером или ранним утром в пустынях, на кладбищах, в природных и искусственных катакомбах, там же и хоронили своих адептов, являясь на первых порах тайным обществом. Христиане слушали проповедь, читали Евангелия, пели псалмы, вместе трапезничали хлебом и вином (обычная еда для бедняков того времени, ставшая ритуальной), крестили и причащали новых адептов (для нисхождения божественной благодати), рисовали на стенах символы и называли друг друга братьями и сёстрами. Однако во время репрессий от Нерона, оба апостола погибли.

Образ апостола Иоанна. https://days.pravoslavie.ru/images/ii962_4658.html
Образ апостола Иоанна. https://days.pravoslavie.ru/images/ii962_4658.html

Изначально христиане и иудеи шли довольно близко друг к другу и христианские верующие отождествляли Бога с Яхве. Их дороги начали расходиться к концу восстания в 66-70 гг. Затем разгорелся спор о принятии или непринятии Ветхого Завета. Следуя Новому Завету, путь широкой массы обездоленных вёл в Царство Небесное, тогда как последователи иудаизма видели дорогу на небо для избранных праведников. Дальше споры проходили уже внутри христианской общины. Сам Новый Завет полностью получил тот вид, который мы имеем в 371 году на Лаодикейском соборе. То, что туда не вошло, назвали апокрифами. Они обладали большой популярностью до этих событий.

II век также ознаменовался трудами над богословием на основе идей Филона Александрийского. Появилось множество работ в этом направлении. Не простаивали и несколько другие подходы. Можно привести в пример Юстина-мученика (казнён при Марке Аврелии), считавшего Слово посредником между Богом и миром. Также вспомним Климента Александрийского, пытавшегося доказать рациональность новой религии, рассуждая об общей природе знания и веры. Ориген Александрийский создавал теолого-мировоззренческую систему, а апологет (защитник) церкви от языческих нападок Карфагенский пресвитер Тертуллиан говорил о том, что разум не помощник верованиям, которые самостоятельны сами по себе.

Гонения на христиан. https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=qm5ZLJJw5NM
Гонения на христиан. https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=qm5ZLJJw5NM

Структура ранней церкви

Сперва церковь не обладала той структурой, которую получили позднее. Она имела вид собраний, которыми руководили бродячие проповедники. Но с ростом числа христиан изменения напрашивались сами собой. Заимствования они сделали у римской государственной административной машины. Первые руководители христианских общин - выборные священники, старейшины - пресвитеры. В их помощниках ходили диаконы. По мере разрастания общества верующих, появлялись новые должности, например, епископы(блюстители, надзиратели), что смотрели за имуществом. Однако позже их роль выросла и они начали обеспечивать единство христианского объединения, став его главой.

Они судили христиан и церковных служителей, учили паству и руководили общественной жизнью. Под вопросом были ли они также способны и воодушевлены в области проповедования своей веры, как первые отцы церкви, но то, что они обладали административными способностями, которые стали необходимы - это факт. Появились казна и хозяйство, которым нужно было управлять. Когда они уходили из своих общин с миссионерской деятельностью и пополняли количество своих товарищей по религии, на месте расположения этих людей они строили первые монастыри. Ритуалы общин были заимствованы из еврейских синагог.

Катакомбы. https://dzen.ru/a/XC3QWuorEQCrRcjV
Катакомбы. https://dzen.ru/a/XC3QWuorEQCrRcjV

Общины имели связь между собой, в ходе которой в письмах обсуждали вопросы веры. Высшие христианские сановники (иерархи) со временем начали руководить по регионам(диоцезам) и превратились в патриархов. Такими территориями были Рим, Александрия (там патриархов называли папами), Антиохия (основатель - апостол Павел). Когда Константинополь занял своё место в истории, то его высший церковный руководитель занимал важное место в этой иерархии. Однако сначала центром служил Иерусалим (основатель - Христос), как первая община. Там, где казнили Иисуса построили Храм Гроба Господня, что стал прототипом для многих других храмов.

Со временем положение христианства усиливалось, а империя, тем временем, начала шататься. В римском государстве проживало слишком много представителей из разных конфессий и народов. Стало важно объединить их. Христианская религия, будучи довольно структурно оформленной, превратилась в отличного кандидата для этого. Кризис позволил христианам разрастись и разбогатеть ещё больше, затронув многие сферы жизни, в том числе и армию и истеблишмент. Во время правления Диоклетиана в 303 году начался новый круг репрессий против церкви. И это, несмотря на то, что его жену и детей крестили. Ведь император стремился возродить культ старых богов.

Образ апостола Павла. https://www.pravmir.ru/apostol-pavel-rupor-svyatogo-duha/
Образ апостола Павла. https://www.pravmir.ru/apostol-pavel-rupor-svyatogo-duha/

Время Диоклетиана для христиан выдалось тяжёлым. Им пришлось перенести казни, пытки и гонения, только за то, что они отказывались отречься от своей веры. Церкви разрушали, книги сжигали, у верующих забирали всю собственность. Однако, вскоре Диоклетиан отрёкся от престола и это ужас прекратился. Новый правитель Константин в вопросе религии вёл противоположную политику и решил сделать христианство опорой его империи. В 313 году он издал Медиоланский (Миланский) эдикт, чем разрешил последователям Иисуса проповедовать свою религию, после чего в Риме укоренилось новое государственное вероисповедание. Константинополь, как новая столица Римского государства, стал его центром. На западе же иерархия немного отличалась. Внутри государства долго шли споры между сектами и течениями.

В III-IV веке противостояния внутри церкви привели к тому, что 4 Евангелия (Матфей, Марк, Лука, Иоанн Богослов) вошли в Новый Завет. В них рассказывалось о жизни Христа и тому, что он нёс в массы. Первые 3 получили название синоптическими (от греч. синоптикос, т.е. единый взгляд), так как схожи во многом и ведут повествование с одного угла. Евангелие от последнего в этом списке заключало в себе рассуждения о Христе как о слове Божьем, т.е. логосе. “ Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Также вошли “Деяния апостолов”, где рассказывалось о проповедях учеников Иисуса по миру; 21 послание, что представляло собой обращение к ранним христианским общинам; “Апокалипсис” или “Откровение” Иоанна Богослова, где он рассказывает о своём видении на острове Патмос о конце мира и Страшном суде. Всего в канон вошло 27 произведений по результатам Карфагенского Собора 419 года.

В раннее время среди христианских общин ходили кучу апокрифов, которые не вошли в Новый Завет. На их основе появилось множество течений, что позже были признаны ересью, а их последователи - еретиками. На первых этапах были распространены идеи гностицизма, согласно которым Иисус не имел человеческой природы или идеи докетизма, где утверждалось, что Христос не испытывал страданий, так как тело его тоже представляло собой нечто божественное. В таких интерпретациях терялась вся суть деяний Мессии и потому церковь такой подход не могла принять. Все принятые в канон книги получили название Священное Писание. Это следует отличать от Священного Предания, что являлись сами по себе лишь комментариями отцов церкви (патристика), либо решениями Вселенских соборов.

Ганс Мемлинг - Страшный суд. https://artchive.ru/hansmemling/works/531771~Strashnyj_sud_Triptikh_Altar'_Jakopo_Tani
Ганс Мемлинг - Страшный суд. https://artchive.ru/hansmemling/works/531771~Strashnyj_sud_Triptikh_Altar'_Jakopo_Tani

Итоги

Тот вид церкви и то её положение, которые она имеет сейчас складывались не сразу. Она прошла через множество испытаний, прежде чем заработать своё место в мировой политики и истории. Та философия, которую несёт в себе христианство ковали в жарких спорах, чреватых порой большими последствиями для проигравших. Так или иначе, мир получил важнейший и влиятельнейший институт, который в будущем будет то содействовать власть имущим, то выступать против них, конкурируя за преимущество духовного господства над светским. Но какую бы сторону он не занял, с ним ещё очень долго придётся считаться. Начало этого пути кратко было описано в этой и прошлой статье. Ну а дальше уже другая история.

А как вы считаете, почему церковь так разрослась? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь! Благодаря Вам канал развивается! Спасибо за внимание!