Найти тему
ПРОСТО

Бортничество. Бортевое пчеловодство.

Оглавление

Уважаемые читатели, сегодня мы рассмотрим с вами очень вкусную и интересную тематику, такую как "Бортничество". Этот древний способ добычи мёда ценится у разных народов России, а также других стран. Его особенность в том, что это весьма опасное дело, точнее сказать рискованное, есть возможность упасть, а также быть покусанным пчёлами, дикими, либо запущенными искусственно. Так же особенность в том, что мед имеет свой определенный вкус, он гораздо живее, чем у домашнего мёда с пасеки. Плюсов у этого мёда много, натуральные продукты не знают минусов.

Что такое Бортничество или Бортевое пчеловодство?

Бо́ртничество (от слова борть — дупло в дереве, жилище пчелиной семьи) — исторический вид пчеловодства, заключающийся в добыче мёда у пчёл, живущих в дуплах деревьев (в отличие от содержания пчёл в ульях).

Дупла могли быть естественными или по нескольку дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м. Внутри дупел для укрепления сот создавались так называемые кресты, или снозы. Для отбора мёда использовались узкие длинные отверстия — должеи. Люди, занимающиеся бортничеством, именуются бортниками.

На Руси

Бортничество было известно на Руси до XVII века и являлось тогда одной из важных отраслей её хозяйства. Особое развитие оно получило в лесах Приднестровья, Десны, Оки, Воронежа, Сосны и других рек, пограничных со степью. Мёд и воск наряду с мехами служили главным предметом экспорта из Руси. В XI веке в Правде Ярослава говорилось: «А от двоих пчёл на 12 лет приплода роёв и старыми пчёлами 200 и 50 и 6 роёв…»6. Итальянский учёный Паоло Джовио в 17 веке пересказывает со слов российского посла Дмитрия Герасимова историю, похожую на байку, о том, как «один крестьянин из соседственного с ним селения, опустившись в дупло огромного дерева, увяз в меду по самое горло».

По мере освобождения площадей от леса и развития земледелия бортевое пчеловодство постепенно вытеснилось пасечным пчеловодством . После изобретения и развития рамочных ульев бортевое пчеловодство не в состоянии конкурировать с пасечным из-за трудоемкости изготовления бортей и меньшей продуктивности. Так, уже в начале XVI века леса вокруг Москвы были основательно вырублены, и заметил, что «в московской области не найти мёду».

В Башкортостане

В наше время бортевые деревья с дикими среднерусскими лесными пчёлами сохранились лишь в Бурзянском заповеднике Башкортостана (ныне — заповедник Шульган-Там). Развитию бортничества в Башкирии способствовали особые природные условия — обилие липовых и кленовых лесов, источника массовых медосборов. К тому же местное население занималось в основном кочевым скотоводством, охотой и сбором мёда, долгое время оставляя леса нетронутыми. Массовая распашка земель и сведение лесов в Башкирии начались лишь во второй половине XIX века. Нетронутые леса сохранились в глухих и почти бездорожных отрогах Уральских гор. Именно здесь в 1958 году природная зона обитания тёмной лесной пчелы была объявлена заповедной.

Бортевая тёмная лесная пчела Apis mellifera mellifera

Эволюция

Тёмная лесная пчела Apis mellifera mellifera — уникальный вид пчёл.

Сотрудники лаборатории биохимии адаптивности насекомых Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН уже около 20 лет занимаются мониторингом генофонда популяций башкирской пчелы и бурзянской бортевой пчелы на основе полиморфизма локуса COI-COII мтДНК и 9 микросателлитных локусов ap243, 4a110, a24, a8, a43,a113, a88, ap049, a28 яДНК. Многолетние генетические исследования подтверждают сохранение чистоты генофонда бурзянской бортевой пчелы до настоящего времени и её принадлежность к подвиду A. m. mellifera. Бурзянская бортевая пчела A. m. mellifera представляет большой интерес для пчеловодов и учёных всего мира, так как по ней можно сделать реконструкцию естественной истории пчёл. В 2011 году на основании заявки НИИ пчеловодства и государственного заповедника «Шульган-Таш» пчёлы этой популяции выделены как селекционное достижение в отдельный породный тип «Бурзянская бортевая пчела», который успешно прошёл экспертизу в Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений и внесён (патент № 5956 от 14 июня 2011 года) в государственный реестр.

История

Бортничество на Южном Урале, судя по артефактам, обнаруженным в могильнике бахмутинской культуры вблизи г. Бирска, зародилось не позднее V—VI веков нашей эры в среде местных финно-угорских племен. Позднее его переняли предки башкир, ассимилировавшие и вытеснившие отсюда бахмутинцев. Этот промысел не мог возникнуть без инструментов из железа. Он представлял собой систему накапливаемых многими поколениями бортников навыков по устройству искусственных дупел в стоящих на корню крупных растущих и сухостойных деревьях и привлечению в них пчелиных семей с целью получения бортевого мёда. Башкирское бортничество достигло расцвета в XVIII веке, оно развивалось дольше, чем в Германии, Польше, Литве, Белоруссии и центральных регионах России, отличается более совершенным, удобным и надёжным набором инструментов и приспособлений. Имея особенные права вотчинного землевладения, башкиры могли не выполнять требования нормативных документов Лесной службы России, в 1882 году запретивших бортничество в казённых лесах, как источник лесных пожаров. По мере сведения лесов и разрушения культурных традиций пришлым населением в XIX веке башкирские бортевики освоили колодное пчеловодство. Колоды — такие же искусственные дупла, но только в обрубках древесных стволов, которые могли устанавливаться как на подставках на земле, так и подвешиваться высоко на деревьях. Деревья с бортями и колодами у башкир считались собственностью и отмечались тамгами — отличительными знаками родовой принадлежности. Каждый пчеловод хорошо знал свой знак и не посягал на собственность других. Борти традиционно переходили по наследству от отца к детям. Тамги родных братьев в целом были похожи друг на друга и отличались присоединением к основному знаку семьи новых элементов, младший сын наследовал тамгу отца без дополнений. Во второй половине XX века у башкирских пчеловодов появились первые разборные ульи, которые дали начало современному пчеловодству. Несмотря на большую трудоемкость и невысокую продуктивность, бортевое пчеловодство в отдалённых местах Южного Урала при этом сохранялось. Обслуживание бортевых пчёл требует работы на высоте до 16 метров, а сами борти порою располагаются вдали от населённых пунктов, и пчеловоду часто приходится преодолевать на лошади расстояние до 40—50 км в день.

Рамочный улей и промышленное пчеловодство вытеснило традиционное, но на Житомирщине в Украине оно сохранилось. Например, в Полесском заповеднике и в местных селах функционируют почти 1800 бортей. Их обслуживают семьи из Селезовки, Сырници и Кованки (Овруччина). Из-за отсутствия соответствующих деревьев борта делают из досок или пользуются сделанными их предками. В этих селах есть целые династии пчеловодов, которые передают инвентарь и мудрость из поколения в поколение.

На территории Коростенщины работает музей бортничества. Он расположен на территории дендропарка «Победа» в селе Ходаки. Музей имеет полтора десятка бортей, которым больше ста лет. Кстати, все эти антикварные ульи до сих пор функционируют.

Краевед Юрий Халимончук из Олевщины также работает над освещением сладкой истории – он проводит тематическую экскурсию «Дикий мед или бортничество".