"Веленью Божию, о муза, будь послушна. Обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли равнодушно. И не оспОривай глупца." А.С Пушкин.
Муза это вдохновительница. Эдакая особенная, прекрасная женщина, способная стать надёжной подругой жизни для своего мужчины. Не обязательно творческого, известного человека. Просто для умного, имеющего устремления.
Она никогда не ноет, не предъявляет, не требует. Не навязывает бытовую рутину. Шагает рядом со своим избранником лёгкой поступью, отпинывая камешки, встречающиеся на пути. И твёрдой, но ласковой рукой, умеющей всё на свете, подталкивает к успеху, демонстрируя свою веру в любимого.
Вдохновляет и терпеливо ждёт, создавая особую ауру, в которой мужчине тепло, уютно, но и хочется горы свернуть. Для своей музы. Примерно такое я вычитала в интернете. Примерно это имел в виду великий поэт А.С. Пушкин.
И представьте себе, моя дальняя родственница - седьмая вода на киселе, желала для своего сына жену - именно музу. Такую, как я выше описывала. Даже идеальнее - лишним не будет. Читайте историю.
Тамаре шестьдесят семь лет, а её супругу, Глебу Ивановичу, в этом году исполнится семьдесят. Всю жизнь интеллигенты - преподаватели. Он в ВУЗе, она - географичка в школе. Тамара уж лет восемь домохозяйничает, а Глеб Иванович ещё имеет преподавательские часы - заработок и возможность проветриться.
Достаточно долго, главной пищей (во многих смыслах) они считали духовную. Муж постоянно "рос над собой" и жена не отставала. В двадцать восемь лет, Тамара опомнилась и родила сына. Над именем долго мудрила и, наконец, посчитала, что Платон звучит очень достойно.
Платоша рос хорошеньким мальчиком. Его светлые, волнистые волосы Тамара коротко не обстригала и его даже принимали за девочку. Семилетнего сына она отвела в центр детского развития. Там предложили записать мальчика в группу "Поисковичок."
В ней детям предлагались разные направления сразу - рисование, лепка, танцы, пение. А через год, с учётом пожеланий ребёнка и рекомендаций педагогов, чем-то конкретным, можно было заняться всерьёз. Очень здорово, правда? Например, Платон проявил себя в рисовании.
На выставках для родителей, всегда было много его работ. Звучало: "Способный мальчик!" И даже: "Талант!" Тамара сыном загордилась всерьёз. Став постарше, Платон записался в изостудию и там его тоже отмечали. Его рисунки (или картины?), действительно, впечатляли.
Матери стало понятно, что её сын, будущий известный художник. К этому поприщу Платона и готовили все школьные годы. Индивидуальные занятия с художником - репетитором, художественная студия - платная, но обещающая письменные рекомендации для поступления.
Платона возили в Москву, в Третьяковскую галерею. И дома все условия для рисования были созданы. В выпускном классе уже отправляли работы на предварительные конкурсы в художественные учебные заведения, естественно, наиболее известные. В конечном итоге, Платон никуда не поступил.
Прозвучало про отсутствие индивидуальности и, что умеющих хорошо рисовать много, а принимают - определённо талантливых. Тамара, молодец, поддержала сына, сказав:
"Для самородка, диплом всего лишь бумажка. Оплатим наставника. Ты, Платон, будешь много трудиться, творить, участвовать в городских выставках. Тебя заметят. Предложат персоналку..."
В общем, песчаные замки Тамарой были построены. Хорошо, хоть разумный отец, пользуясь своими возможностями, устроил сыну студенчество в своём институте. Специализация - компьютерные технологии. Весьма перспективно. И только платно.
К этому времени, семья стала состоятельной, схоронив нескольких пожилых, но дорогих людей и получив наследство - две квартиры, дачу, три гаража и по деньгам, что-то приличное. Оплачивать учёбу Платона не затруднялись. Старательным студентом он не был.
Пропуски лекций, недостаточная подготовленность, отсутствие конспектов, а главное - мотивации. Будто, всё равно. Отец, Глеб Иванович, сердился, а мать оправдывала: "Платоша, по призванию, художник! Уж, как-нибудь получит диплом и ладно." Ну и тянули, доплачивая.
Но к окончанию института, мозоли от кистей на его ладонях исчезли. Деньги на оплату занятий брал, но использовал на своё усмотрение. Осуждать не берусь - может перегорел, а мать разочаровывать не хотел. Вот и продолжал изображать будущего художника.
Защитил диплом. Куда? Поработал лаборантом на папиной кафедре. Вроде опять рисовать начал. И, неожиданно себя нашёл в заказах. Оформление помещений в частных детских садах, дизайнерские рекомендации по ремонту квартир, с выполнением.
Тамара хваталась за сердце, Глеб Иванович расстраивался, что диплом оказался не нужен. Именно в этот период, сообразив. что сын - стройный, утончённый и привлекательный, во всю встречается с девушками, мать с ним заговорила о музе.
В том смысле, что жениться следует на женщине, которая не просто будет варить щи и рубашки стирать, а проникнется осознанием, что её муж (Платон) будущий известный художник, хоть и без диплома. А осознав, зашагает лёгкой поступью, отпинывая камешки... Ну, вы читали, в начале.
Но когда взрослые дети слушали матерей?
Платон привёл девушку Зою и назвал гражданской женой. Что делать, мать с отцом отдали сыну ключи от одной из унаследованных квартир. С родителями Зои Тамара знакомиться отказалась, надеясь, что сожительство сына временное . Чем же девушка её не устраивала? Тамара объясняла так:
"Она не осознаёт, что Платон - творческий, талантливый человек, которого следует вдохновлять, а не просто кормить и таскать за продуктами. В ней нет лоска. Обычная клуша с бухгалтерским колледжем. Только делает вид, что довольна, а сама мечтает о ЗАГСе. Затащит Платошу в бытовую рутину и всё, прощай, живопись!"
И было бесполезно напоминать, что Платоша приближается к тридцати, а Зоя его очень любит таким, каков есть в настоящий момент. Не хватающим звёзд ни в одном направлении, перебивающимся подработками, не стесняющимся зависеть от неё и родителей.
"Просто так" пара прожила лет пять. Зоя забеременела и объявила, что будет рожать, в любом случае. Тамара негодовала, называя её "хитрой обманщицей." Но разве Зоя, столько лет потратив на Платона, не имела права на ребёнка или даже на штамп в паспорте?
В общем, небольшое - семейное торжество состоялось. Зоя, "назло свекрови," родила девочек - близнецов. Её родители предложили денег и молодые переехали в трёхкомнатную квартиру, сделав доплату к своей двухкомнатной. Надо признать, дочки доставляли много забот.
Денег, без Зоиной зарплаты, стало не хватать. Платон подался продавцом - менеджером в магазинчик стройматериалов. Тамара пребывала в отчаянии: "Погиб художник! Клуша своего добилась!" А вот внучек полюбила всем сердцем. Приходила нянчить, не жалела денег.
Но поджимала губы и бесконечно ворчала, открывая сыну глаза на жену. Неряха, тонкости и воспитания нет: "Я ей подарила фарфоровую супницу, а она так и наливает суп из кастрюли!" Первый раз Платон ушёл от жены, когда дочки пошли в первый класс.
Может, и раньше дурил, но не попадался. Или Зоя помалкивала. Она вообще отличалась терпением, спокойным, не конфликтным характером. Чего-то сверх, от мужа не требовала - лишь бы постоянно работал, уделял детям внимание. Для устранения разных бытовых ЧП, сборки мебели приглашала своего отца.
В одном свекровь оказалась права: Зоя была создана для обычных, земных забот и на Олимпе мужа не видела. Но, вряд ли, Платон на это обиделся и ушёл, встретив музу. Его новая пассия ввергла в ужас Тамару. Говорила, в повышенном тоне:
"Вульгарная, сексуально озабоченная особа! К нам придут - она, за общим столом, к нему на колени садится. Всё что-то на ухо шепчет, хихикает. Тьфу! Уж лучше б оставался при Зойке."
Платон, изменой пресытившись, вернулся в семью. Почву свекровь подготовила, да и Зоя оказалась из прощающих. Штиль продолжался недолго. В соцсетях, Платон познакомился с молодой женщиной по имени Злата. Ему тридцать девять, ей - тридцать пять.
Разведена. Хозяйка элитной квартиры. Воспитывает двух дочерей. Имеет свой бизнес. Автоледи и весьма собой недурна. Точно не клуша. Симпатичный, умеющий себя подать мужчина, зацепил Злату быстро. Активная женщина с богатым внутренним миром вообразила, что встретила родственную душу.
Её увлекали разглагольствования Платона о живописи. Впечатление усилило знакомство с его родителями - интеллигентами советской закалки. Она поверила, что успех Платона, как художника, тормозили разные обстоятельства. В частности, жена - клуша. А причина материальной нестабильности в том, что он занят не своим делом.
Достаточно создать условия, поддержать и не отвлекать, и он скоро заявит о себе должным образом. Свежая дымка увлеченности мужчиной тоже свою роль сыграла. Злата согласилась на предложение Платона дальше по жизни вместе идти. С женой развёлся. Началась новая жизнь с новой избранницей.
Спросил у матери, следует ли делить с Зоей квартиру, и тут Тамара проявила категоричность в пользу любимых внучек:
"До Зои мне дела нет, но девочки должны остаться в прежних условиях и помогать мы им будем. Ты, Платоша, хороший отец - им и оставайся. Пока довольно с тебя машины, а со Златой распишитесь, подумаем с папой, о твоём вкладе в вашу семейную жизнь."
Незаметно миновал год. По началу казалось, что мечта Тамары сбылась. Рядом с сыном оказалась женщина - муза. Она не была "послушна," как писал Пушкин. Самодостаточная на современный лад, Злата свой выстроенный уклад, с появлением Платона, не изменила.
Но занялась мужчиной всерьёз.
Для начала разобралась, насколько и где востребованы художники в чистом варианте. Оказалось, почти нигде. А без специального образования или шквального успеха, хотя бы в прошлом, подавно. Можно было, за свой счёт, организовывать выставки, привлекая рекламой любителей живописи.
Заодно, сдув пыль, пытаться продавать имеющиеся картины. Или приобрести для Платона мастерскую и ждать, когда он сотворит нетленку от которой все ахнут. Злата ценила время и считала, что превращать его в резину, бесконечно растягивая, преступно. А тратить деньги на мужчину, даже любимого, глупо.
Её концепция для Платона состояла в быстром схватывании современного момента. Например, овладеть графическими программами. Это позволит стать художником персонажей или иллюстратором книг, газет и журналов. Ещё вариант -дизайнер интерьеров. Разумеется, придётся формировать базу, искать заказы. Ну, а как он хотел?
Платон хотел так. Оставаться художником по старому принципу - холст, краски, полёт вдохновения. Желательно своя мастерская. На шею любимой садиться не собирался, но работа по трудовой книжке, должна была оставлять время на творчество. "Но это не карьера, а хобби, Платон!"
Сделав вывод такой, Злата открыла счёт плюсами и минусам любовника. Минусы, к концу года сожительства, перевесили. О том, что она решила расстаться с горе-художником, первой узнала Тамара, считавшая, что "у молодых" всё тип-топ.
Да просто свободный вход к ним был интеллигентно запрещён. К отношениям "вась-вась" Злата не стремилась, оставаясь уважительной, но не познанной до конца. Как и её квартира, убираемая помощницей. Как бизнес, о котором Тамара имела смутные представления.
И вот, под тортик с чаем, тет-а -тет, прозвучало:
"Дорогая Тамара Андреевна, сегодня я расстанусь с Платоном. Вас уважая, хочу, чтобы вы были готовы. Советов не нужно. Я решила. Он неплохой, а с учётом, что без вредных привычек - подарок для многих. Но не для меня. Вы не знали, а мои дочки от разных мужей.
Не стану их хулить - особо не за что. Но был схожий нюанс. Оба считали, что пока не употребим заварку из прежней пачки, только что купленную, не следует открывать. И отрезать от свежей булки хлеба нельзя - доедаем старый. Так же было с одеждой, жильём, мебелью, техникой.
Всё до дыр, пока не выйдет из строя, пока не станет совсем тесно. Зато жизнь без напряга, есть время на диван, телевизор, пустые разговоры. А я не желала откладывать, дожёвывать, донашивать, тесниться. Потому и разводилась. Без балласта, двигалось легче.
Алименты платят оба отца, но всё, что имею, сама заработала. В отличие от Платона, дочками, бывшие, не интересуются. Насчёт него обманулась из-за красноречия, видимости, что ему не хватает небольшого толчка. Оказалось, и бульдозер не поможет.
На вашем месте, я бы вернула его в семью. Пусть работает в строительном магазинчике, учит дочерей рисовать."
Растерянная Тамара, заикнулась: "Помещение под мастерскую мы могли бы купить!" Злата рассмеялась:
"Вы серьёзно? Для замечательного хобби? Не тратьте деньги, Тамара Андреевна. Раз в месяц, творить можно и дома. И ещё. вы, как-то так странно меня называли... Муза! Так вот я это явление не понимаю. Служить мужчине желания нет. Партнёры - вот моё слово."
Ушла, попросив не тревожить звонками.
Поздним вечером заявился Платон с чемоданами. С тех пор живёт у родителей. Работает в строительном магазинчике, изредка берётся за кисти. Любит поболтать о направлениях в живописи. Зоя принять его отказалась. "Клуша," но получила заочное высшее образование и теперь старший бухгалтер в фирме.
Говорит, что для счастья ей материнства хватает. В заезд "Мать и дитя," отдыхает с дочками в местном санатории. Не возражает, когда их берёт бабушка или навещает отец. Тамара к ней отношение не особенно переменила - по Злате ностальгию имеет. Корит сына:
"Такую женщину упустил! Надо было её портрет рисовать, а не пейзажи."
Платон оправдывается, что Злата не смогла его оценить потому, что материальное в ней взяло верх над духовным. Потому и не поняла, что их союз мог стать весьма гармоничным. Насчёт портрета согласился: "Не сообразил, где ты раньше, мама, была?"
В этом году Платон станет сорокалетним. Уже поговаривает, что знаковую дату отмечать не будет. Но обещает картину, которая отразит все перипетии его жизненного пути. В стиле абстракции. Мне любопытно.
Благодарю за прочтение. Пишите. Голосуйте. Подписывайтесь. Лина.