В 1820-х в Эдинбурге случилась мрачная история, которая быстро обросла легендами и вошла в народный фольклор, дошедший до наших дней. Виной тому была алчность и прорехи в законодательстве.
В прежние времена довольно прибыльным бизнесом была поставка мертвых тел для научных исследований, анатомических театров, медицинских ВУЗов. Сами люди завещать свои бренные тела на нужды науки и просвещения не хотели, родственники отдать почивших тоже обычно были против. Более того, многие богачи требовали, чтобы гробы захоранивались в металлических клетках - мортсейфах. Иногда даже дежурили на кладбищах. Официально врачи могли довольствоваться только телами казненных преступников, которые родственникам не выдавались. Особенно остро проблема стояла в Эдинбурге, где в университете училось особенно много врачей. Не удивительно, что появились целые банды так называемых «воскресителей», которые вскрывали свежие могилы. Иногда злоумышленников ловили и поколачивали, но это не останавливало. Некоторые «бизнесмены» шли дальше, потому что считали: зачем ждать, пока отдаст Богу душу подходящий гражданин, когда можно и ускорить этот процесс.
В 1827 году перебравшиеся в Шотландию из Ирландии Уильям Бёрк и Уильям Хэр занялись весьма мрачным делом. Хэр тот момент женился на хозяйке доходного дома, а его приятель Бёрк поселился в этом доме вместе со своей сожительницей. Началось всё случайно. Снимавший жилье у Хэйра квартирант-пожилой отставной солдат неожиданно скончался, так и не расплатившись. Хэр и Бёрк похитили тело из закрытого гроба, который набили корой, и продали известному врачу и преподавателю Ноксу за 6 фунтов, что в то время соответствовало шестимесячной зарплате неквалифицированного рабочего. Быстрые деньги вскружили головы, и они решили заманивать людей, часто приезжих или бездомных, домой, опаивали и душили. Помогали им в этом деле их спутницы жизни. Тела передавали все тому же Ноксу, который вопросы не задавал.
Однажды жертвой стал подросток, известный как «сумасшедший Джейми». Парня хорошо знали все в округе, но и в этом случае вопросов не возникло, хотя студенты и узнали беднягу. Также злоумышленники заманили пожилую попрошайку и её слепого внука, ещё несколько бездомных, жрицу любви, а однажды даже прямо из рук полицейских взяли на поруки задержанную пьяную женщину, в которой якобы опознали свою знакомую. В итоге жертв было минимум 16. Закончились криминальные похождения самым неожиданным образом. Очередной жертвой стала зашедшая на вечером огонёк старушка Марджори Кэмпбелл Докерти, известная как Мэджи. Она также приехала из Ирландии, занималась попрошайничеством. Накануне несчастная случайно забрела к дому Хэров. Бёрк, уловив ирландский акцент, спросил, как её зовут, а потом заявил, что старушка – землячка её матери. Значит, надо обмыть встречу земляков, и посиделки продолжились до самого вечера. А вечер был не абы какой, а Хэллоуин. Далеко не все люди хотели работать в это время, и Нокс с его помощниками в том числе. Помощник велел криминальным товарищам приходить утром. Те, чертыхаясь, спрятали Мэджи в сундук, отнесли назад в дом Хэра, но сунули этот сундук почему-то под кровать в одной из комнат жильцов. Вероятно, они думали, что те вернутся позже утром. Но супруги Грей пришли раньше, а когда домовладелец не разрешил приблизиться к кровати, заподозрили неладное. Уличив момент, они заглянули-таки под кровать и сделали шокирующую находку. Они отправились в полицию, но до прихода стражей правопорядка преступники смогли перепрятать тело. Однако перекрёстный допрос выявил нестыковки в показаниях, а анонимный осведомитель сообщил, что старушку могли отправить к Ноксу. У знаменитого врача Мэджи и была найдена.
Однако, как оказалось, доказать вину преступников непосредственно в расправе невозможно. Судмедэкспертиза в то время была не развита, поэтому установить причину смерти не получилось. В итоге суд решил пойти на компромисс. Хэру предложили сделку: показания против подельника в обмен на свободу. Тот согласился.
Бёрк закончил жизнь бесславно: его повесили на глазах у многотысячной толпы, а тело отправили в анатомический театр. При этом ушлые студенты в прямом смысле разобрали душегуба на сувениры, которые потом продавали. Знаменитый медик Монро, делавший публичное вскрытие, записал в специально подготовленной книге: «Писано кровью У-ма Бёрка, повешенного в Эдинбурге. Сия кровь была взята из его головы». В Эдинбургском университете до сих пор в качестве экспонатов хранятся книга, обтянутая дублёной кожей Бёрка, его посмертная маска и скелет. Любовница Бёрка вынуждена была уехать из Эдинбурга, по некоторым сведениям она отправилась в Австралию. Семья Хэров также была вынуждена уехать, и практически везде она подвергалась травле, особенно в родной Ирландии, ведь газеты об этом преступлении трубили по всей стране. Доктор Нокс под суд не попал, но его научная и преподавательская карьера была разрушена. В 1832 году в Британии, наконец, разработали законодательство, регулирующее использование тел в научных целях, и мрачный бизнес «воскресителей» сошел на нет. А ещё в английском языке появилось слово «бёркинг», которое имеет два значения: расправиться, не оставив следов, и что-то скрыть, замять дело.
#история #19век #англия #преступления #шотландия