Найти тему

Про франшизы и потенциал

В своей заметке про Kuon (ужастик от FromSoftware) я сокрушился, что эта студия погрязла в клепании клонов Monster Hunter World 2004. Я все их игры, вышедшие после Demon Souls (кроме Déraciné), обозвал номерными частями той самой Demon Souls, ибо нововведения в них никак не дотягивают до того, чтобы называться другой игрой. Судя по комментариям, причины недовольства стоит раскрыть подробнее.

Всё дело в потенциале студии, а не в самокопировании. Самокопирование - не всегда плохо. Например, я полюбил серию игр Castlevania после того, как у руля встал Игараси. Из-под его пера вышли: Symphony of the Night, Aria of Sorrow, Dawn of Sorrow, Harmony of Disonance, Circle of the Moon, Order of Ecclesia и Portrait of Ruin. Семь игр, отличия которых друг от друга минимальны: там даже как и у FromSoftware периодически использовались одни и те же ассеты, а игровые механики варьировались на уровне "добавим прыжок и назовём это новой франшизой (Sekiro)".

Dawn of Sorrow
Dawn of Sorrow

Почему же не обидно видеть, что Игараси погряз в создании клонов, в ту очередь как ситуация с FromSoftware должна расстраивать? Несмотря на то, что из-под его руки вышли ещё две трёхмерные Castlevania на PS2, он и там эксплуатировал одни и те же идеи, будучи привязанным к франшизе. Когда Игараси покинул Konami, я ожидал, что сейчас-то мы увидим гениальный симбиоз тех идей, которые "не лезли" в Castlevania. Но что мы увидели на самом деле?

Bloodstained
Bloodstained

Игараси выпустил Bloodstained - клон клона своих клонов с просто чудовищным визуальным оформлением. Человек, проектировавший на протяжении двадцати лет упоротые замки Дракулы, отправившись в свободное плавание всё равно сделал игру про замок. У Игараси никогда не было потенциала на создание других игр, оттого не так обидно, что он погряз в болоте однотипных идей - иные идеи у него отсутствуют.

Armored Core
Armored Core

История с FromSoftware - совсем другая. Судя по выпущенным до Demon Souls игр, потенциала у ребят хоть отбавляй. Они делали очень разнообразные проекты, которые отличались друг от друга куда сильнее чем "уберём шкалу "баланс"" и "напялим на героя шляпу вместо шлема". Между какими играми больше отличий: между Dark Souls и Elden Ring или между Dark Souls и Armored Core? Между Demon Souls и Bloodborne или между Demon Souls и Evergrace? Конечно, и между Demon Souls'ами, отличия есть, но в сравнении с предыдущим творческим размахом они выглядят абсурдно мелко.

Evergrace
Evergrace

Студия показывала себя способной нести оригинальные (не всегда, правда, удачно воплощённые) идеи, а не паразитировать на механике "ударил-отбежал-ударил-умер" во время ковыряния очередной здоровенной твари в пятку, не особо даже декорации меняя. Спасибо Sekiro за отсутствие банального тёмного фэнтези, но это был единственный глоток воздуха в их творчестве с момента выхода Demon Souls.

-6

Другая история с франшизой Legacy of Kain, состоящей из четырёх частей и одного урода под названием Blood Omen 2. Играть в проекты серии нужно по-порядку, ибо они сюжетно-связаны, и запустив Defiance без опыта игры в Soul Reaver 2 вы просто ничего не поймёте, ровно как и запуск Soul Reaver 2 без прохождения первой части оставит игроков в недоумении. Студия закончила слишком массивную для одной игры историю и перестала доить франшизу. Спасибо им огромное за это. Мы так и не получили какой-нибудь кривой и скучный Legacy of Kain в открытом мире.

-7

Сценаристом Legacy of Kain была Эми Хенниг. Именно она стояла за одним из самых потрясающих сюжетов в видеоиграх и за шекспировского уровня диалогами. У неё - определённо есть потенциал. Только сейчас Эми работает над Uncharted, и пишет глуповатые сценарии про серийного убийцу Натана Дрейка, который в катсценах превращается в доброго клона Индианы Джонс, а потом снова идёт крошить людей. То, насколько Uncharted переполнен бредом, ярко подчёркивается умным хитросплетением сюжетных линий в Legacy of Kain, где ни о каком лудонарративном диссонансе речи не идёт.

Сейчас убью троих, а потом буду строить из себя добряка
Сейчас убью троих, а потом буду строить из себя добряка

Эми Хенниг - определённо растрачивает свой потенциал, и за неё обидно. Но некоторые авторы умудряются проявить потенциал и в рамках одной серии. Игры Final Fantasy не объединены ни общим миром, ни общими механиками, ни общими персонажами. Качуют только некоторые мелкие элементы, которые никоим образом не определяют игровой процесс: например, названия лечащих средств. Final Fantasy VII не имеет вообще ничего общего с, например, Final Fantasy XII, а отделившись от Square, получивший свободу отец серии Сакагучи создал вообще смесь слешера и JRPG - гениальную Last Story.

-9

Почему-то из моих замечаний многие делают вывод, что я ненавижу Demon Souls и все её восемь реинкарнаций. Совсем нет. Я могу понять, чем эти игры могут нравится: абсолютно не всем успело надоесть тёмное фэнтези (да боже мой, люди всё ещё про супергероев смотрят фильмы, терпения у массовой аудитории хоть отбавляй), да и ковырять здоровенного босса в пятку и умирать раз в пять минут тоже может показаться весёлым (без сарказма). Я не играл только в Elden Ring (открытые миры должны умереть) и высоко оцениваю качество всех Demon Souls, которые я пощупал.

Я низко оцениваю самокопирование только при наличии большого потенциала у студии.