Вчера побывала на представлении оперы Николая Попова "Curiosity" в московском Электротеатре Станиславский.
Премьера оперы в нынешнем виде на этой сцене состоялась 12 марта 2022 года. Тогда мне, как и многим из нас, было вообще не до премьер.
На самом же деле произведение возникло почти 10 лет тому назад - первоначально в виде небольшого "скетча", показанного на экспериментальных площадках. Сейчас оно превратилось в полноценный спектакль (идет 1 час 10 минут без перерыва).
Опера "Curiosity" выдвинута на соискание Золотой маски в нескольких номинациях, и интерес к ней велик - зал был полон, и на обсуждение после спектакля осталось немало слушателей, как профессионалов, так и забредших туда почти случайно (одна девушка призналась, что впервые попала на "такое", и вначале была внутренне оскорблена, а в конце даже всплакнула).
Нет, ничего оскорбляющего тонкие чувства трепетных особ в сюжете и тексте нет. Но зрелище и музыка действительно мало соответствуют привычным представлениям об опере. Или вообще не соответствуют.
В качестве "увертюры" - видеомонтаж спора между композитором (Николаем Поповым), режиссером (Алексей Смирнов) и драматургом (Татьяна Рахманова) о том, что такое современная опера. Композитор провозглашает свой манифест: долой сюжет, долой литературщину, современная опера должна быть в стороне от всего внешнего, в том числе от политики (ой, лукавство...) - и стало быть, идеальная тема для современной оперы - КОСМОС.
Источником вдохновения послужил... твиттер марсохода Curiosity, заведенный в 2013 году.
Драматург недоумевает: ну хорошо, пусть марсоход, но он же не может петь? Выход есть: пусть поют операторы! Их трое, двое мужчин и женщина (Игорь Витковский, Надежда Мейер, Павел Никитченко).
Драматургия спектакля выстроена с математической точностью. Иначе нельзя - слово "мультимедиа" в жанровом обозначении использовано не ради красоты слога. Как потом объяснили создатели, всё начинается с клика по компьютерной клавиатуре - тем самым запускается комплексная программа, в которой синхронизировано всё: видеоряд, все заранее записанные звуковые дорожки, световая и цветовая палитра, а поверх этого - живые звуки трех голосов и шести инструменталистов (скрипка, баян, синтезатор - и виолончель, саксофон, ударные). Дабы исполнители не запутались, отсчет времени, поступающий к ним прямо в головы через наушники - строго метричен, 4/4, никаких отклонений.
Музыка про марсоход отнюдь не нейтральна в эмоциональном отношении. Напротив, эмоции иногда просто зашкаливают. То операторы "теряют" марсоход, то совершают перезагрузку системы, то переживают личные "маленькие трагедии". Они параллельно живут и работают на Земле и на Марсе: это два разных времени, ибо на Марсе сутки на 40 минут дольше.
Марсоход упорно осваивает далекую планету, а на Земле в это время постоянно происходят драмы и катастрофы: на экранах возникают фрагменты хроники из разных стран, на разных языках, начиная с 2013 года (теракты, бедствия). Николай Попов пояснял после спектакля, что очень тщательно отбирал эти фрагменты, и затем строил на их звуковом материале реплики операторов. Кончается всё датой "2022", и тут - многозначительное молчание.
А лирика в опере есть?.. Куда же без лирики.
Визуально и музыкально красивый эпизод - "лекция" на три голоса о терраформировании Марса. Мечты о времени, когда "и на Марсе будут яблони цвести". Марс и его спутники Деймос и Фобос изображают три гонга.
Ближе к концу, когда дела на Земле становятся совсем аховыми, зато на Марс отправляется один аппарат за другим, трое операторов начинают обсуждать - хотят ли они сами на Марс. Самый нервный и страдающий из них (Игорь Витковский) с нарастающей экспрессией твердит, что он - не хочет. А оператор-женщина (Надежда Мейер) - хочет. Ее мечта - идти по краю кратера, ничего не чувствовать и ни о чем не думать.
Завершается опера необычайно красиво. Оператор-женщина, переодетая из униформы в длинное вечернее "космическое" платье, исполняет проникновенную тихую арию, стоя в луче света на фоне клубящейся туманности и держа на ладони игрушечную модель марсохода.
Тут, наверное, некоторые слушатели расчувствовались. Ну правда, трогательно и красиво.
Всё это можно увидеть еще раз сегодня, 2 апреля, в 20 часов. И поговорить с авторами после спектакля.
Что же, лично я идею оперы про космос всячески поддерживаю. И дерзну напомнить, что в моей космоопере "Хранительница" музыка играет важную роль, а в книге "Двойник" инопланетный музыкальный гений сочиняет первую в этой части Вселенной оперу - естественно, не традиционную, а мультимедиа, поскольку на планете Тиатара нет ни оркестра, ни оперной труппы, ни даже театра. А опера создается.
Роман "Письма Звёздному императору" выкладывается на Автор.тудей и на Литмаркете. Бесплатно.
А "Хранительница" на Литмаркете, Литрес и Бусти - платно.