Найти тему
Центр Пушкина

150 лет со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижера — Сергея Васильевича Рахманинова

«Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, — это заставить музыку прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».

Сергей Рахманинов

Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижера — Сергея Васильевича Рахманинова.

А вы знали что?..

1) Будущий композитор родился в музыкальной семье

Его дед по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения. Отец будущего композитора был одарённым человеком, но музицировал только любительски. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) брала уроки музыки в пансионе. Она занималась со старшими дочерями и заметила, что маленький Серёжа, услышав игру на рояле или пение, замирает - застывает на месте и совершенно перестает видеть, что делается вокруг. Серёжу решили начать обучать игре на фортепиано. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать.

2)Учился у профессора Московской консерватории Николая Сергеевича Зверева

-2

Осенью 1882 года 9-летний Сережа стал учеником младшего отделения Петербургской консерватории. Сергей, привыкший к жизни в деревне, в семье, с отцом, матерью и горячо его любившей бабушкой, очутившись в Петербурге, к учёбе относился небрежно и уже встал вопрос о его отчислении.

В это время в Петербург приехал с концертами двоюродный брат Сергея Александр Ильич Зилоти. После окончания Московской консерватории он провел несколько лет за границей, совершенствовался в игре на фортепиано у Франца Листа. Когда Александр Ильич проверил Сережины музыкальные данные, счел своим долгом вмешаться в судьбу брата и посоветовал перевезти в Москву и поселить в частном пансионе известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Николая Сергеевича Зверева, у которого учился в прошлом. Что и было сделано.

3) Уехал из России

-3

Вскоре после революции 1917 года композитора пригласили выступить на концерте в Стокгольме. Рахманинов покинул Россию — вместе с семьей, практически без средств к существованию. Революция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для него настоящей трагедией. Однако Рахманинов должен был обеспечивать семью и расплачиваться с долгами, поэтому вновь стал играть на фортепиано и выступать с концертами. Пианист покорил европейскую публику, а в 1918 году уехал в Америку, где продолжал давать концерты. Критики и слушатели признавали его одним из величайших пианистов и дирижеров эпохи.

Почти все первые 10 лет эмиграции Рахманинов не мог писать: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…». Первое сочинение — Четвертый концерт и русские песни — он создал только в 1926–1927.

4) Оставил большое творческое наследие

-4

Наиболее известными произведениями Сергея Рахманинова являются его второй и третий концерты для фортепиано с оркестром, симфонии №2 и №3, оперы «Алеко» и «Франческа да Римини», циклы романсов, такие как «Весенние воды» и «12 романсов» на стихи А. С. Пушкина. Рахманинов также был известен своей техникой игры на фортепиано, которая включала мощный звук, быстрые и точные октавы и глубокую эмоциональную выразительность. Его музыка часто отличалась меланхолическим настроением и глубокой эмоциональной насыщенностью.

5) Любил сочинения А.С. Пушкина

-5

Творчество «Солнца русской поэзии» вдохновляло многих блистательных композиторов, в том числе и Рахманинова. Сергей Васильевич создал 4 романса и 2 оперы по произведениям Пушкина. Дипломной работой при окончании консерватории в 1892 г. была опера «Алеко» на основе поэмы Пушкина «Цыгане». И самым первым романсом на пушкинские стихи, написанным Рахманиновым, стал «Не пой, красавица, при мне». В 1904 году была создана опера «Скупой рыцарь», а в 1912 появились романсы «Муза», «Буря» и «Арион». А вот замыслы по операм «Борис Годунов» и «Полтава» остались нереализованными, сохранив лишь черновые эскизы и часть монологов.